Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование готовности к школе

Понятие и сущность готовности к школе

Определение 1

Готовность к школе — это наличие у ребенка определенных свойств и навыков поведения, а также ряда компетенций, необходимых ему для восприятия, переработки и успешного усвоения знаний.

Одним из главных результатов дошкольного детства является поступление ребенка в школу. Поступление в школу кардинально меняет социальное положение и статус ребенка. В связи с чем, основной задачей детского дошкольного учреждения является формирования готовности к школьному обучению.

Готовность к школе – это не только овладение ребенком определенных умений и знаний, а наличие у него совокупности конкретных компонентов. Данные компоненты определены во ФГОС ДО и представляют собой целевые ориентиры, на которые опираются педагоги ДОУ и к которым они стремятся.

Замечание 1

Целевые ориентиры дошкольного образования – это осуществление преемственности между дошкольным образованием и начальным школьным образованием.

Именно поэтому одной из задач современного детского сада является создание необходимых условий для успешного формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Под условиями понимается создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей естественному формированию всех компонентов готовности к школе, в процессе полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства.

Таким образом, готовность ребенка дошкольника к обучению в школе формируется постепенно на протяжении всего периода дошкольного детства, специфические ее показатели проявляются к семи годам.

Готовность ребенка к школе определяется наличием ряда показателей, каждый из которых должен быть на необходимом уровне:

  1. Интеллектуальная готовность к школе – это наличие у ребенка определенной системы знаний, умений и навыков. Кроме того, ребенок должен обладать способами познаниями, такими как умение не просто слушать учителя, но и слышать его, формулировать и задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя и сверстников понятно и развернуто.
  2. Эмоционально-волевая готовность к школе – сформированность у ребенка произвольности поведения, психических процессов, деятельности, эмоциональной регуляции.
  3. Личностная готовность к школе – это наличие у ребенка адекватной оценки самого себя, своего поведения, уровня собственных знаний.
  4. Коммуникативная готовность к школе – овладение ребенком навыков свободного общения ос взрослыми и сверстниками, умение ясно, точно и логично излагать собственные мысли.
  5. Мотивационная готовность к школе – наличие у ребенка познавательной и социальной мотивации, сформированная внутренняя позиция по поводу нового социального статуса – школьник.
«Формирование готовности к школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенности формирования готовности к школе в рамках ДОУ

На процесс формирования готовности ребенка к школе оказывают влияние все педагоги ДОУ (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Такой комплексный подход предусмотрен ФГОС ДО. Это необходимо для того, чтобы дать общую оценку готовности ребенка к школе, осуществив всесторонний анализ всех компонентов разными специалистами.

Основным методом формирования готовности ребенка к школе является игра. Это связано с тем, что именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Через игру у детей формируется представление об окружающем мире, приобретаются знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе игры у ребенка развиваются необходимые личностные качества, такие как ответственность, самостоятельность, настойчивость, старательность и ответственность.

Замечание 2

Игра ребенка дошкольного возраста, вне зависимости от ее вида, имеет определенную цель, достижение которой требует от него определенных знаний и умений. Поэтому для успешной игры, ребенку нужно обладать достаточно широким спектром знаний, которыми он стремится овладеть как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

В процессе игры у ребенка формируются навыки организованного поведения, что готовит его к последующему обучению к школе.

Таким образом, занимаясь развитием ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста – игры, осуществляется подготовка его будущей ведущей деятельности – учебной.

Условия формирования готовности к школе

В рамках ДОУ необходимо соблюдать ряд условий по формированию у детей готовности к школьному обучению.

Педагогические условия формирования готовности к школе:

  1. Использование в воспитательно-образовательной деятельности разнообразных видов мотивации (игровая, практическая, познавательная, учебная, личностная, сравнительная и т.д.).
  2. Применение различных игровых тренингов, направленных на развитие у детей дошкольного возраста произвольности поведения.
  3. Использование игровых этюдов с целью осуществления психо-мышечной тренировки, а также с целью овладения детьми приемами саморасслабления.
  4. Использование расширенной шкалы оценивания результатов детской деятельности. Оценка может быть комплексной, включать в себя оценивание непосредственно педагогом, другими детьми, самооценку и т.д.
  5. Использование в образовательной деятельности различных методов, средств и форм обучения, их сочетание и чередование.
  6. 6.Применение в воспитательно-образовательной деятельности разнообразных методов, средств и приемов умственного обучения и развития детей дошкольного возраста (активная деятельность, развивающие игры, изобразительная и театрализованная деятельности, конструирование, практическая деятельность и т.д.).
  7. Наличие у воспитателя четкой позиции по вопросам формирования у детей дошкольного возраста готовности к обучению в начальной школе. Позиция педагога должна быть направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

Таким образом, в рамках дошкольного образовательного учреждения должны быть созданы все необходимые условия для успешного формирования у детей готовности к последующему обучению в школе.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot