Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические условия формирования готовности к обучению в школе у старших дошкольников

Сущность «готовности» ребенка к обучению в школе и факторы, воздействующие на данный феномен

Замечание 1

Готовность ребенка к обучению в школе является сложным и многофакторным явлением. Оно включает в свой состав ряд аспектов, позволяющих судить о том, что ребенок способен учиться в школе и нормально чувствовать себя в новом социальном пространстве.

Готовность к школе – это совокупность компетентностей ребенка, которые необходимы ему для привыкания к новым условиям, восприятия и переработки учебной информации и развитие умений существовать и взаимодействовать с новыми людьми и в новых обстоятельствах, принимать новую социальную роль – роль учащегося.

Готовность ребенка к обучению в школе требует развития у него совокупности умений и навыков, которые позволят упростить адаптацию к школе и станут фундаментом для последующей учебной деятельности. К ним относятся:

  1. Навыки соблюдения правил: принятие правила и осознание необходимости его выполнять.
  2. Навыки ориентации деятельности на существующую систему требований.
  3. Умение принимать на себя роль учащегося т.е. слушать, что говорит педагог, следовать его указаниям, выполнять его задания.
  4. Навыки совершения действий по шаблону, алгоритму. Ребенок должен уметь решать задачи по образцу, либо реальному, либо закрепленному в памяти.

Подготовка ребенка к обучению в школе требует выполнения планомерной работы по следующим направлениям:

  • Подготовка к освоению грамоты.
  • Формирование начальных математических представлений.
  • Навыки письменной речи.
  • Психологическая подготовка.

Подготовка к школе не является одномоментным процессом. Она требует совершения определенной последовательности действий, обучения и развития ребенка по всем четырем направлениям, а это требует времени. Как, правило, подготовка к школе начинается в возрасте 5-6 лет и проходит в ДОУ на последнем этапе пребывания ребенка.

Готовность ребенка к школе зависит от ряда факторов:

«Педагогические условия формирования готовности к обучению в школе у старших дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Применяемые методы обучения в ДОУ. Эффективность подготовки требует использования активных форм в обучении и опоры на деятельностный подход.
  2. Наличие в ДОУ предметно-пространственной среды, имеющий развивающую ориентацию. Такая среда необходима, как для подготовки ребенка к школе, так и для его общего развития. Предметно-развивающая среда ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы ребенок имел максимальную самостоятельность действий и мог проявить себя и свои способности в различных направлениях деятельности.
  3. Система взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями. Чтобы обеспечить нормальные условия для готовности ребенка к школе, требуется построение оптимальной системы сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников. Родителей необходимо просвещать по вопросам подготовки ребенка к школе, повышать их педагогическую компетентность и грамотность. Педагогам следует консультировать родителей, проводить с ними беседы, собрания, затрагивая темы семейных конфликтов, вопросы воспитания, давления на ребенка, использование наказаний и т.д.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность к школе – это сформированность психики ребенка и оптимальное функционирование его психических процессов, обеспечивающих развитие способностей выполнять разнообразные учебные задачи и операции, принимать полноценное участие в учебном процессе.

Такая готовность отражает наличие у ребенка потребности к познанию, желания и интереса к учебной деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста, еще не знает, что ему предстоит делать, не имеет реального представления об этом, но желает попробовать.

Психологической подготовке ребенка к обучению в школе необходимо уделить особое внимание. Поскольку от нее зависит успешность социальной адаптации ребенка к школе, принятия им новых условий и развитие его познавательной мотивации.

Психологическая готовность к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Психологическая готовность к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В старшем дошкольном возрасте работа педагога по психологической подготовке к школе реализуется по следующим направлениям:

  1. Развитие положительных представлений об учебном процессе, учебной деятельности и занятиях в школе. Ребенок должен понять, что учиться необходимо, что в школе получают знания, которые пригодятся ему в жизни. Это способствует развитию активной учебной позиции ребенка. Он хорошо занимается на занятиях, стремится к выполнению всех заданий.
  2. Формирование нравственных качеств. Важно, развить у ребенка чувство ответственности, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, решительность, настойчивость, волю. Это позволит ребенку уверенно чувствовать себя на уроках в школе, сформирует стремление к овладению знаниями и навыками в различных областях деятельности, сформирует навыки приложения усилий для решений какой-то задачи.
  3. Развитие коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте, необходимо приучать ребенка к положительному взаимодействию с коллективом детей. Ребенок должен уметь строить диалоги со сверстниками, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, совершать совместную работу с коллективом, достигать общих целей совместными усилиями. Здесь же, необходимо развитие навыков терпимости и уважения к чужому мнению, тактичности.
  4. Формирование организационных навыков. Они позволят ребенку организовывать свою учебную деятельность, самостоятельно выполнять разнообразные учебные операции, действовать в рамках коллектива учащихся, планировать свою деятельность, решать какие-то организационные затруднения, возникающие по ходу реализации учебного процесса.
  5. Формирование навыков адекватного отношения к себе. В дошкольном возрасте необходимо привести ребенка к пониманию того, что он не самый лучший, умный и способный. Он должен адекватно воспринимать себя и свои возможности, понимать, что он может совершать ошибки, но на них следует учиться т.е. адекватно воспринимать критику своих действий и стараться исправлять недочеты своей работы.

Условия формирования психологической готовности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Условия формирования психологической готовности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot