Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности развития личности у ребенка и подростка

Основные направления развития личности

В процессе общего развития человека красной нитью проходят два направления – биологическое и социальное развитие.

В момент рождения ребенка происходит рождение человека как биологического существа, но рождение личности происходит много позднее. Имеющиеся у ребенка биологические задатки получают свое развитие, активно идет функциональное созревание и формирование человека. Процесс созревания биологического тесно связан и проявляется в возрастных этапах его развития.

Параллельно с процессом созревания человека как биологического существа идет процесс формирования социальной структуры личности. Идет процесс овладения речью, прямохождение, формируются навыки обращения с предметами, усваиваются правила и нормы поведения в обществе.

Замечание 1

Таким образом, человек, являясь изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности приобретает и формирует у себя множество социальных свойств и качеств, характеризующих его как общественную единицу, которая рассматривается в психологической науке как биосоциальное существо.

Основные признаки личности

Понятие «личность» включает в себя именно социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, благодаря которым человек может считаться общественным существом. Именно понятие личности дает характеристику общественной сущности человека и раскрывает содержание выработанных у него социальных характеристик и признаков. Можно выделить следующие из признаков личности:

  • способность к сознательному управлению собственными поведением и деятельностью;
  • осознание ответственности за свои поступки;
  • автономная и независимая деятельность.

Как мы видим из вышеуказанных фактов процесс развития личности тесно связан с формированием возрастной и психической зрелости. Личность характеризуется в первую очередь своей индивидуальностью, способностью принимать, перерабатывать и переводить во внутренний план достижения человечества и прогресс. Тем самым обеспечивается гармоничное развитие личности.

Процессы биологического, психологического созревания и социального формирования личности человека находит свое проявление в возрастных этапах развития. Для выявления определенных возрастных особенностей человека обязателен учет анатомических показателей, особенностей протекания физиологических особенностей, процессы качественного изменения роста, развития психики, эмоционально – волевых и действенно – практических сфер развития личности, духовное развитие, моральная зрелость.

«Особенности развития личности у ребенка и подростка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Учитывая все вышеперечисленные показатели, строится возрастная периодизация развития личности человека в целом.

Стадии развития личности ребенка

В процессе становления и развития ребенка можно выделить несколько стадий:

  • первая стадия – биологическая, протекающая в период внутриутробного развития ребенка;
  • вторая стадия – социальная, протекающая в течение 18 лет в условиях социального воздействия окружающего социума.

Для данной стадии характерны следующие закономерности:

  • процесс развития личности является результатом влияния окружающей среды и социума, именно они являются решающими факторами в развитии индивида;
  • процессы воспитания и обучения являются основой становления личности;
  • именно усвоение опыта окружающего мира способствует процессу развития личности.

Уникальность человеческой личности состоит в том, что наряду с необходимостью социального взаимодействия и участия в жизни общества, не менее важным и необходимым условием является учет индивидуальных особенностей, которые присущи только конкретному, данному индивиду. Каждый человек является личностью, каждый имеет общие признаки с другими людьми и в тоже время каждый человек уникален и неповторим по своей природе.

В процессе развития личности необходимо не забывать об этом факте и помимо научения и усвоения индивидом социальных норм и правил развивать индивидуальные способности и неповторимые качества каждого человека.

Периодизация социальных стадий развития ребенка

Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.

  1. Для возраста от рождения до года важнейшим источником является непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
  2. Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет основной является предметно-манипулятивная деятельность, в результате которой появляется самосознание, осознание себя как отдельной личности, появления своего «Я».
  3. Для детей дошкольного возраста огромную роль в развитии имеет игровая деятельность и формирование сюжетно ролевой линии в ее организации. Новообразованием для данного возраста является формирование внутренней позиции школьника, появление соподчинения мотивов деятельности и первичных этических инстанций.
  4. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность, в результате которой идет активное развитие интеллекта, памяти, формируется и развивается «чувство взрослости».
  5. Для подросткового возраста характерным проявлением основной деятельности является межличностное общение, распространяющееся практически на все виды его деятельности: трудовую, учебную, спортивную.

Новообразованиями этого возрастного этапа являются:

  • формирование чувства взрослости;
  • способность к рефлексии своих поступков;
  • возрастающий интерес к противоположному полу;
  • частые смены настроения;
  • потребность в самоопределении и поиску своего места в мире.

Процесс развития ребенка находится в прямой зависимости от условий в которых он находится, окружения, уровня материальной и духовной культуры, отношений в социуме. Таким образом можно сказать, что на развитие личности ребенка огромное влияние оказывает та социальная ситуация в которой он находится. Она является исходным моментом для тех изменений, которые протекают в личности ребенка на протяжении всего периода взросления. Именно с помощью социальной ситуации возможно определение форм и путей развития, видов деятельности необходимых для этого, приобретаемых свойств и качеств психики ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 31.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot