Основные направления развития личности
В процессе общего развития человека красной нитью проходят два направления – биологическое и социальное развитие.
В момент рождения ребенка происходит рождение человека как биологического существа, но рождение личности происходит много позднее. Имеющиеся у ребенка биологические задатки получают свое развитие, активно идет функциональное созревание и формирование человека. Процесс созревания биологического тесно связан и проявляется в возрастных этапах его развития.
Параллельно с процессом созревания человека как биологического существа идет процесс формирования социальной структуры личности. Идет процесс овладения речью, прямохождение, формируются навыки обращения с предметами, усваиваются правила и нормы поведения в обществе.
Таким образом, человек, являясь изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности приобретает и формирует у себя множество социальных свойств и качеств, характеризующих его как общественную единицу, которая рассматривается в психологической науке как биосоциальное существо.
Основные признаки личности
Понятие «личность» включает в себя именно социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, благодаря которым человек может считаться общественным существом. Именно понятие личности дает характеристику общественной сущности человека и раскрывает содержание выработанных у него социальных характеристик и признаков. Можно выделить следующие из признаков личности:
- способность к сознательному управлению собственными поведением и деятельностью;
- осознание ответственности за свои поступки;
- автономная и независимая деятельность.
Как мы видим из вышеуказанных фактов процесс развития личности тесно связан с формированием возрастной и психической зрелости. Личность характеризуется в первую очередь своей индивидуальностью, способностью принимать, перерабатывать и переводить во внутренний план достижения человечества и прогресс. Тем самым обеспечивается гармоничное развитие личности.
Процессы биологического, психологического созревания и социального формирования личности человека находит свое проявление в возрастных этапах развития. Для выявления определенных возрастных особенностей человека обязателен учет анатомических показателей, особенностей протекания физиологических особенностей, процессы качественного изменения роста, развития психики, эмоционально – волевых и действенно – практических сфер развития личности, духовное развитие, моральная зрелость.
Учитывая все вышеперечисленные показатели, строится возрастная периодизация развития личности человека в целом.
Стадии развития личности ребенка
В процессе становления и развития ребенка можно выделить несколько стадий:
- первая стадия – биологическая, протекающая в период внутриутробного развития ребенка;
- вторая стадия – социальная, протекающая в течение 18 лет в условиях социального воздействия окружающего социума.
Для данной стадии характерны следующие закономерности:
- процесс развития личности является результатом влияния окружающей среды и социума, именно они являются решающими факторами в развитии индивида;
- процессы воспитания и обучения являются основой становления личности;
- именно усвоение опыта окружающего мира способствует процессу развития личности.
Уникальность человеческой личности состоит в том, что наряду с необходимостью социального взаимодействия и участия в жизни общества, не менее важным и необходимым условием является учет индивидуальных особенностей, которые присущи только конкретному, данному индивиду. Каждый человек является личностью, каждый имеет общие признаки с другими людьми и в тоже время каждый человек уникален и неповторим по своей природе.
В процессе развития личности необходимо не забывать об этом факте и помимо научения и усвоения индивидом социальных норм и правил развивать индивидуальные способности и неповторимые качества каждого человека.
Периодизация социальных стадий развития ребенка
Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.
- Для возраста от рождения до года важнейшим источником является непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
- Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет основной является предметно-манипулятивная деятельность, в результате которой появляется самосознание, осознание себя как отдельной личности, появления своего «Я».
- Для детей дошкольного возраста огромную роль в развитии имеет игровая деятельность и формирование сюжетно ролевой линии в ее организации. Новообразованием для данного возраста является формирование внутренней позиции школьника, появление соподчинения мотивов деятельности и первичных этических инстанций.
- В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность, в результате которой идет активное развитие интеллекта, памяти, формируется и развивается «чувство взрослости».
- Для подросткового возраста характерным проявлением основной деятельности является межличностное общение, распространяющееся практически на все виды его деятельности: трудовую, учебную, спортивную.
Новообразованиями этого возрастного этапа являются:
- формирование чувства взрослости;
- способность к рефлексии своих поступков;
- возрастающий интерес к противоположному полу;
- частые смены настроения;
- потребность в самоопределении и поиску своего места в мире.
Процесс развития ребенка находится в прямой зависимости от условий в которых он находится, окружения, уровня материальной и духовной культуры, отношений в социуме. Таким образом можно сказать, что на развитие личности ребенка огромное влияние оказывает та социальная ситуация в которой он находится. Она является исходным моментом для тех изменений, которые протекают в личности ребенка на протяжении всего периода взросления. Именно с помощью социальной ситуации возможно определение форм и путей развития, видов деятельности необходимых для этого, приобретаемых свойств и качеств психики ребенка.