Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних в условиях безнадзорности

Определение 1

Безнадзорность подростков — это отсутствие воспитательного влияния на подростков и контроля их поведения и занятий со стороны родителей (лиц, которые их заменяют). Она выражается через отчуждение ребенка от семьи, детского коллектива. Одновременно с этим проявляется безразличие родителей и воспитателей в отношении ребенка.

Особенности личности безнадзорных детей

Выстраивая стратегию социальной работы с детьми, специалисты исходят из положения о том, что эффективность любых воздействий (социальных, психологических, педагогических) существенно зависит от знания, понимания и точного определения индивидуально-психологических особенной человека.

Если речь идет о безнадзорных подростках, особенно о тех, для кого характерно отклоняющееся или противоправное поведение (девиантное поведение), адекватность процесса отражения личности становится особо значимой. Психологические особенности и свойства таких подростков настолько специфичны, что, если не знать их, то никакие меры предупреждения и корректировки деформаций не могут являться эффективными.

Детерминанты поведения подростков, которые оказались в ситуации безнадзорности, влияют на их поведение, качества личности и характера. Проблемные сферы здесь представлены:

  • Криминогенными ситуациями, которые способствуют совершению подростком правонарушений в силу фактического содержания;
  • Социально-психологическими условиями нарушения развития личности;
  • Воздействием неблагоприятно сформированных отношений в семье и др.

Если рассматривать достаточно зрелый психологический и физический возраст, то ситуативные факторы действительно находятся на вторичных ролях, а личностные становятся доминирующими. Это обусловлено тем, что у любого взрослого человека противоправному поведению предстоит отражение объективно складывающейся ситуации в сознании. Если же списывать все на обстоятельства, то это значит полностью снять ответственность за действие. В отношении незрелой личности (подростка, ребенка), которая не в полной мере развита и социализирована, ситуативные факторы имеют решающее значение.

Психологические механизмы развития личности безнадзорного ребенка

«Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних в условиях безнадзорности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психологические механизмы развития личности характеризуют природу первичных дефектов и их влияние, а также складывающиеся связи между качествами и характерологическими комплексами, образующимися при этом. Если не знать данные особенности, нельзя адекватно воздействовать на подростка и осуществлять попытки нормально взаимодействовать с ними.

Для подростка особо значимо отношение к будущему, которое включает:

  • Представления о взрослой жизни;
  • Наличие и устойчивости жизненных планов;
  • Состав базовых ценностей;
  • Уровень притязаний в отношении своего будущего, обоснование настоящего и др.

Данные элементы выступают в качестве внешних показателей сложного процесса владения подростком собственным внутренним миром, оформителей его личности и мировоззрения, свидетелей зрелости (инфантильности). Следом за жизненными планами и программами по значимости идут социальные отношения с педагогами, сверстниками, родителями. Здесь важно признание с их стороны (особенно со стороны сверстников), адаптация к жизненным условиям в человеческом обществе в широком понимании.

У безнадзорных подростков черты личности, а также связанные с ними особенности поведения, представляют собой выраженность отдельных негативных качеств, наличие агрессивных тенденций (например, неумение держать себя в руках и владеть собой), особенности акцентуаций характера. Следствием этого являются внутриличностные конфликты.

Замечание 1

Особое внимание в работе с безнадзорными подростками необходимо обратить на степень выраженности так называемых криминогенных качеств. Именно они способствуют совершению правонарушений и свидетельствуют о наличии общих трудностей и отставании в развитии.

Негативные личностные качества безнадзорных подростков

Для безнадзорных подростков присущи криминогенные качества, в состав которых, в первую очередь, входят высокие притязания, которые не подкреплены реальностью. Для них характерна деформированная система ценностей и хроническая конфликтность в отношении взрослых.

Безнадзорный ребенок чаще всего изолирован в рамках замкнутой группы, склонен к делинквентности (совершению преступлений). У него ярко выражены акцентуации характера в качестве показателей недостаточного развития эмоционально-волевой (регулятивной) области.

В своем поведении человек должен следовать нормам, которые сформировались в обществе. Проводя оценку любого окружающего человека, каждому необходимо более или менее сознательно исходить из данных норм. Здесь степень формирования нравственных (безнравственных), важных (неважных), ценностных (незначительных) качеств личности способна неизменно определять характер восприятия других, включая интерпретацию их внутреннего мира.

Замечание 2

Таким образом, если знать, как подросток проводит оценку окружающих, какие личные качества ему кажутся привлекательными, а какие нет, можно с большой долей вероятности предполагать его будущее поведение в соответствующей ситуации. Этим можно помочь выстроить его систему отношений с окружающими.

Ученые детально исследовали особенности отношений безнадзорных подростков к личностным качествам людей. В этой связи было выявлено 5 групп в зависимости от дезадаптационных реакций на влияние окружающей среды. Подростки могут быть:

  • склонны к агрессии;
  • замечены в неоднократных суицидальных попытках в условиях психотравматических ситуаций;
  • употребляют алкоголь;
  • совершают побеги из дома по причине конфликтов с родителями;
  • обладают ярко выраженными невротическими реакциями, включая истощение, утомление и раздражительность.

Безнадзорные подростки с общими трудностями и поведенческими отклонениями (неадекватные реакции на воздействие окружающих) отличаются от делинквентных подростков (обладают криминогенными чертами) тем, что у первых явно отсутствуют выраженные патологические отклонения. Последние сводятся к особенностям характеристики личности и строению мотивационной сферы. Их мотивация напрямую связана с представлениями о будущем, программами поведения и планами на жизнь.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot