Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Профилактика девиантного поведения подростков

Все предметы / Психология / Профилактика девиантного поведения подростков

Формирование идентичности в подростково-юношеском возрасте

Определение 1

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых норм.

Отклонения в поведении человека в социально-психологических и педагогических исследованиях называют по-разному – деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и др.

Адекватное, адаптивное поведение подростка предполагает его взаимодействие с микросоциумом и отвечает потребностям его развития и социализации. Девиантное же поведение можно назвать антидисциплинарным. Девиантное поведение проявляется в таких поведенческих реакциях как демонстрация, агрессия, самовольное отклонение от учебы, уход из дома, бродяжничество.

Рассматривать девиантное поведение можно в широком и узком смысле. Девиантным поведением в широком смысле называют любые действия, не соответствующие сложившимся нормам. В данном случае различают позитивную и негативную девиацию. При позитивной девиации (самопожертвование, чрезмерное усердие, перфекционизм и др.) отклоняющееся поведение не вызывает неодобрения у общества, Негативная девиация (например, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и др )вызывает у большей части общества реакцию неодобрения.

Патологией являются негативные формы девиации – пьянство, токсикомания, проституция, правонарушения, преступность. Данные формы девиации наносят значительный ущерб в первую очередь личности самого подростка. Исследователи определяют границы социальной, психологической, патологической дезадаптации, отмечают её специфику в общеобразовательной школе и других учебных заведениях.

В помощи и поддержке нуждаются дети и подростки с разными нарушениями адаптации.

Специалисты предлагают ввести более широкое определение групп с нарушениями приспособительных механизмов – «социально неадаптированная молодежь». В результате этого количественный и качественный состав групп социально неадаптированной молодежи может быть значительно расширен. В их число могут входить представители разных культурно-этнических слоев – мигранты, цыгане, а также социально благополучных и неблагополучных семей – инвалиды, дети, оставшиеся без родительской поддержки и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди социально неадаптированной молодежи большого внимания заслуживают подростки и юноши, объединенные в маргинальную группу. У представителей такой группы, рано и быстро взрослеющей, существует повышенная потребность активного влияния на социальную ситуацию. Однако происходит формирование отрицательных установок, что отражается на их поведении и деятельности. Большинство подростков имеют негативное отношение к школе и образованию вообще. Их жизненная философия простая и ужасная – быть изгоем нельзя.

Перед мощным воздействием СМИ и рекламы, молодые люди оказываются безоружной и, совсем не исключено, что они безоговорочно принимают навязываемые им правила игры, моделируя свое поведение, ориентируясь на то, что показывают на экране. Неблагоприятные условия в семье и школе, неудачи в учебе, сложные взаимоотношения с окружающими и сверстниками, конфликты, психофизические отклонения являются теми факторами, которые приводят к кризису духа, потере смысла существования. Всё это ведет к негативной девиации и преступности, которая является острой формой девиантного поведения подростков.

Проявления девиантного поведения подростков

Девиантное поведение может проявляться в разных формах. Среди них – наркомания, выражающаяся в физической или психологической зависимости от наркотика. Следствием употребления наркотических веществ являются соматические и психические заболевания. Наркомания является причиной многих преступлений против личности, а сам наркоман деградирует как личность. Безнадзорность со стороны семьи и общества являются прямой дорогой к наркомании. Потребление токсических веществ вызывает такое заболевание как токсикомания, сопровождающееся зрительными галлюцинациями.

Замечание 1

К наркотикам подростки приобщаются в основном через своих друзей, а вот к алкоголю чаще всего через свою семью.

Среди факторов, оказывающих влияние на формирование алкоголизма, основными являются наследственность, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образование. Модель будущего алкогольного поведения закладывается с раннего детства ребенка. Специалисты называют ещё целый ряд причин пьянства подростков – притязания на взрослость, пример сверстников. В подростковом возрасте значительная часть ребят испытывает застенчивость, некоммуникабельность и, чтобы преодолеть это и раскрепоститься употребляет алкоголь, который служит универсальным средством.

Что касается суицидального поведения, то это сознательное лишение себя жизни, саморазрушительное поведение. Объяснить такое поведение подростков можно отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Отвергнутая любовь, уязвленное самолюбие, переутомление, употребление психотропных средств тоже могут привести к суициду.

К антисоциальному поведению относится и такая форма как правонарушение, которое направлено против интересов общества. Все правонарушения специалисты делят на преступления и проступки.

Замечание 2

Преступление – это противоправные опасные деяния, классифицирующиеся по нормам уголовно-процессуального права. Проступок не представляет большой опасности для общества, хотя тоже относится к противоправным деяниям. Проступки регулируются административным, гражданским, трудовым правом.

Правонарушения у подростков проявляются в сквернословии, драчливости, вызывающей манере поведения, мелком воровстве, бродяжничестве, пьянстве. В последние годы происходит «омоложение» преступников.В совершении преступлений сегодня появилась новая тенденция – если в советские времена преступления совершали дети из неблагополучных семей, грабившие киоски, то сегодня преступления совершают дети из благополучных семей, совершающие тяжкие преступления, грабежи, торгующие наркотиками.

Важнейшей причиной роста насилия психологи считают распад семей. Приучать подрастающее поколение к определенной шкале ценностей родителям становится всё труднее.

Профилактика девиантного поведения

В основе защиты детства лежит правовая база, включающая международное законодательство, российские законы, местные положения, инструкции, методики. На основании правовой базы в стране для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей, создаются и функционируют приюты.

Министерство социальной защиты населения РФ в 1994 г утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

В деле преодоления и профилактики негативных форм девиантного поведения подростков выделяются такие направления – повышение роли семьи в профилактике девиантного поведения (наиболее важное направление), повышение роли в воспитании подростков образовательных учреждений.

Что касается семьи, то с древних времен известно – все пороки идут из семьи. Для того чтобы это направление было реализовано, необходимо решить комплекс проблем внесемейного и внутрисемейного характера и, в частности, проблемы подготовки будущих родителей к воспитанию ребенка, создания благоприятной нравственной обстановки в семье, предупреждения ошибок в семейном воспитании, формирования нравственных ориентиров, нравственной позиции у ребенка, воспитания волевых качеств, чувства собственного достоинства, недопущения над ребенком насилия.

Психологи рекомендуют воздерживаться от наказания детей в присутствии сверстников, не наказывать за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет с применением силы. В переходном возрасте такое воздействие ведет к серьезным психическим травмам, формирует отчужденность от родителей.

Роль образовательных учреждений в предупреждении девиантного поведения огромна. Педагоги являются людьми, специально подготовленными для работы с детьми, ошибки и упущения которых дорого обходятся их воспитанникам. В образовательном учреждении ребенок входит в различные группы, оказывающие на него свое влияние.

Помимо первых двух выделяется ещё целый ряд направлений по профилактике девиантного поведения:

  • развитие взаимодействия семьи и школы, единство которых усиливает воспитательное влияние на ребенка;
  • управление воспитательным воздействием на ребенка, цель которого ограничить взаимодействие ребенка с негативным окружением;
  • развитие системы консультирования семьи вне школы в преодолении девиантного поведения – это специализированные центры работы с семьей;
  • усиление роли специальных учреждений по исправлению девиантного поведения, многие из которых относятся к закрытому типу;
  • создание центров по преодолению социально-педагогических проблем детей – центры педагогической коррекции;
  • использование позитивных возможностей СМИ;
  • включение подростков к участию в спортивных, культурно-досуговых, туристических центров;
  • активизация работы по самовоспитанию, оказание помощи подростку в работе над собой.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис