Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Семья — это система, в которой осуществляются детско-родительские отношения. В течение долгого времени она имеет определяющее значение в развитии личности ребенка, причем на каждой возрастной стадии этого развития роль семьи меняется и имеет свои специфические особенности. В подростковый период детско-родительские отношения начинают переходить на качественно новый этап.

Особенности взаимодействия подростка с родителями

В развитии психических процессов и становлении самосознания личности в качестве критического периода выступает подростковый возраст. Современной социальной действительности свойственна агрессивность, которая формирует вокруг подростков совокупность вызовов и угроз. Они влияют на психоэмоциональное здоровье ребенка, при этом процесс их преодоления становится естественным процессом. При наличии непрерывного давления со стороны внешнего мира единственный институт социализации и фундаментальной поддержки взрослеющего человека, представлен семьей.

Особенности взаимодействия подростка с родителями обусловлены степенью их отзывчивости, наличием эмоциональных связей и привязанностей в семье. Эти критерии влияют на человека в течение всей его жизни. Качественная составляющая детско-родительских отношений способна моделировать поведение подростков в общественной среде, формировать их самооценку.

В психологии модель внутрисемейного взаимодействия рассматривают в рамках системы детско-родительских отношений. Они представляют собой формат родительского эмоционального отношения к детям, процесс восприятия и способы поведения. Различные комбинации детско-родительских контактов способны устанавливать соответствующие стили (типы) взаимоотношений.

Описание типологии семейного воспитания предполагает исследование воспитательных родительских установок и точек зрения в отношении ребенка. В этом плане выделяют два типа родительских позиций: оптимальные и неоптимальные. Оптимальные подразумевают адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность родительских позиций может определяться в качестве умения родителей видеть и понимать индивидуальность собственных детей. Они должны замечать то, что происходит в их душевном мире. Гибкость необходимо рассматривать, как способность осуществлять перестройку воздействия на ребенка по ходу условий семейной жизни.

«Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Прогностичность родительских позиций предопределена следованием ребенка за родителем. Так, родительский стиль общения должен опережать формирование новых психических и личных качеств ребенка, а не наоборот.

Неоптимальные родительские позиции, в свою очередь, выражены через деструктивность коммуникации родителей с детьми. Это может проявляться в присвоении детям некорректных социальных ролей.

Самая общая классификация стилей детско-родительских отношений, учитывающая комбинацию родительских позиций, состоит из 3 основополагающих стилей:

  • Авторитарный,
  • Авторитетный (демократический),
  • Попустительский.

В рамках представленной концепции сегодня принято также выделять, кроме прочих, гиперопекающий, гипоопекающий, хаотический, анархический стили, гиперсоциализацию, эмоциональное отторжение и др.

Виды детско-родительских отношений

Большое количество исследований показали отсутствие чистых видов детско-родительских отношений в реальности. Считается, что в разных семьях могут быть использованы одновременно несколько стилей отношений. По этой причине для анализа практики родителей, как правило, берутся за основу так называемые смешанные стили (например, авторитарно-демократический, либерально-демократический и др.).

Каждым родителем может применяться комбинация позиций в соответствии с ситуацией и обстоятельствами. Смена стиля детско-родительских отношений представляет иногда сложность для родителей. Тем не менее, она возможна и открывает перспективы для исследования этого вопроса с позиции исправления искажений в этой области.

Так, деспотичное и авторитарное поведение родителей, включающее подавление интересов ребенка, способно формировать слабую, несамостоятельную и неуверенную в себе личность. Наряду с этим, сочетание внимательного и заботливого отношения к детям, состоящего в отсутствии излишней навязчивости, может стать залогом развития душевно здоровой личности, которая готова и способна помогать окружающим.

Специфика взаимоотношений в системе «семья-подросток»

Специфика взаимоотношений в семье связана, в первую очередь, с задачами развития и осознания идентичности подростка. В этом процессе происходит коренное преобразование мотивационной сферы. У подростков могут одновременно сосуществовать несколько типов потребностей.

Потребности подростка включают:

  • Автономию,
  • Уважение,
  • Самоопределение,
  • Поддержка,
  • Присоединение к семейному «мы».

Детско-родительские отношения в подростковом возрасте обладают своими особенностями. Прежде всего, эти взаимоотношения имеют историю, накопленный опыт общения родительских воздействий. Иногда здесь могут проявляться ошибки и просчеты, совершенные родителями на прежних стадиях воспитания.

Замечание 1

Семья, таким образом, представляет собой разновозрастную группу, в которой подростки начинают приобретать опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений и полов. Семейное влияние на подростка включает воздействие на все стороны его личности, включая аффективную, когнитивную и поведенческую. Оно происходит практически непрерывно и способно проявляться даже в том случае, когда подросток находится за пределами дома.

Характер сформированных отношений, включая степень их воздействия на подростков, будет зависеть от большого числа факторов. Во-первых, они состоят в индивидуальных личностных свойствах подростка и представляют результат сложнейшего взаимодействия генетических и средовых показателей. Во-вторых, они включают «семейные» факторы (например, психологическую атмосферу в семье).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot