Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возрастная психология: проблема возраста человека

Возрастная психология: определение, специфика, основные направления

Определение 1

Возрастная психология - это раздел психологии, основной предмет изучения которого - закономерности развития психических процессов в онтогенезе.

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологии, в их числе общая психология, психология личности, дифференциальная психология, социальная психология, при этом от смежных дисциплин ее отличает акцент на изучении психического развития в его динамике.

Основные психические процессы, которые исследуются возрастной психологией в динамике развития:

Помимо того, возрастной психологией изучаются особенности формирования на разных возрастных этапах мотивации, эмоционально-волевой, коммуникативной, ценностно-смысловой сферы, самооценки, притязаний, а также влияние социального окружения на развитие психических процессов на разных возрастных этапах.

Статья: Возрастная психология: проблема возраста человека
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Основные разделы возрастной психологии:

  • детская психология (охватывает пренатальный период, период младенчества, период раннего детства, дошкольный период, младший школьный возраст),
  • психология юности: подростковый период (охватывает младший подростковый и старший подростковый возраст), юношеский период (ранняя юность, поздняя юность)
  • психология зрелости (средний возраст);
  • геронтопсихология (старость).

Основная задача возрастной психологии - это системное исследование возрастной изменчивости психики. Системность проявляется на четырех уровнях:

  1. онтологический: проблема соотношения биологического и социального. Специфика психического развития состоит в единстве биологического и социального при ведущем значении социального фактора. Природные возможности могут быть реализованы только в социальных условиях.
  2. хронологический: проблема исследования психического развития как процесса, разворачивающегося во времени на протяжении всей жизни человека. Выделяют основные хронологические характеристики: пики, темп, вектор развития, длительность.
  3. структурно-динамический: особенности структурообразования психических функций и процессов, что влияет на целостность развития и качественное своеобразие.
  4. каузальный: механизмы, движущие силы развития и детерминанты. Главный фактор формирования психики на разных этапах развития - ведущий тип деятельности.
«Возрастная психология: проблема возраста человека» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Возрастные периодизации

Определение 2

Возрастная периодизация - это разделение онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с доминирующими процессами развития и социальной ситуацией развития. Смена периода - это перемена положения ребенка в системе социальных отношений.

В возрастной психологии существует множество возрастных периодизаций. В первую очередь, это связано с различным пониманием развития вообще. С одной стороны, развитие можно понимать как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека в результате определенных биологических процессов внутри организма и под воздействием среды. А с другой стороны, развитие можно рассматривать как процесс, который характеризует качественные новообразования в исследуемом объекте (поведении, психическом развитии). То есть первый подход отражает количественный характер развития, а второй — качественный. Различия двух этих подходов становятся особенно яркими, когда при исследовании перехода от одного периода развития к другому, внимание уделяется самим периодам, их содержанию и задачам, но сам переход, то есть качественное изменение не рассматривается. Для более целостного анализа процесса психического развития Е. Ф. Рыбалко был предложен системный подход, включающий следующие аспекты: онтологический (биосоциальный), хронологический, структурно-динамический и каузальный.

Существует множество возрастных периодизаций, сформированных психологами сообразно различным основаниям, в результате чего основные границы возрастных периодов плавают. Но наиболее распространенная возрастная периодизация может быть представлена следующим образом:

  • пренатальный период (от 14 недель беременности до рождения)
  • период младенчества (от 0 до 1 года жизни)
  • период раннего детства (от 1-3 лет)
  • дошкольный период (3-4 года - младший дошкольный возраст; 4-5 лет- средний дошкольный возраст; 5-7 - старший дошкольный возраст)
  • школьный период (6-7 лет-младший школьный возраст; 10-11 лет - старший школьный возраст)
  • подростковый период (11-12 лет - младший подростковый возраст; 13-14 лет - старший подростковый возраст)
  • юношеский период (15-17 лет - ранняя юность, 17-20 лет - поздняя юность)
  • период взрослости (20-25 -ранняя взрослость, 25-30 - средняя взрослость; 30-40 - поздняя взрослость)
  • период зрелости (от 40-60 лет)
  • период старости (от 60 лет)

Проблема определения возраста

Определение 3

Возраст - это основная категория в рамках возрастной психологии.

С точки зрения структуры, выделяют несколько видов возраста:

  • хронологический - это фактический (паспортный) возраст человека, отсчитываемый с момента его рождения;
  • биологический - это возраст, определяемый метаболическими процессами, состоянием организма, а также генетическими, морфологическими, физиологическими изменениями в отношении средних показателей для популяции конкретного хронологического возраста;
  • психологический - это соотношение уровня психического развития индивида в соответствии со среднестатистической нормой;
  • социальный - это возраст, определяемый социальным развитием человека в отношение среднестатической нормы;
  • субъективный - это тот возраст, на который ощущает себя сам человек

Основные проблемы, связанные с возрастом заключаются в том, психологический и фактический возраст человека не всегда соответствуют друг другу. Особенно сильно это расхождение проявляется с взрослением, так как все меньшую роль играет биологический фактор, и психологическое содержание возрастного периода у разных людей становится абсолютно разным, поэтому один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой - позже.

Данное расхождение порождает весьма интересные возрастные феномены. Например:

  • Кидалты — взрослые дети, у которых нет стремления ни к эмоциональной независимости (сепарации), ни к экономической.
  • Твикстеры — люди, застрявшие между юностью и зрелостью, которые всю жизнь посвящают пробам и экспериментированию, которые носят не поисковый характер, а скорее развлекательный.
  • Дети-бумеранги — люди, имеющие трудности в эмоциональной сепарации от родительской семьи, которые проживают в родительской семье вплоть до 30-ти лет, а то и дольше.
  • Кавайи — термин, появившийся в Китае, для описания людей (как женщин, так и мужчин), которые своим внешним детским видом вызывают у других умиление.

Еще одной проблемой возраста является неустойчивость хронологических границ возрастных периодов - они постоянно плавают. Например, ранее период взрослости делился на 3 субпериода: от 18-20 лет - ранняя, от 20-40 - средняя, от 40-60 – поздняя взрослость. Сейчас же период ранней взрослости удлиняется вплоть до 30 лет, формируется, так называемая, "нарождающаяся взрослость".

С точки зрения социально-культурного контекста, возникновению таких возрастных феноменов сопутствуют некоторые аспекты:

  • Во-первых, в развитых странах произошел переход от постфигуративного (дети учатся у предков) и кофигуративного типа культуры (и дети, и взрослые учатся у сверстников) к префигуративному (взрослые учатся у своих детей), что неизбежно отражается на семейных взаимоотношениях. Старшее поколение уже не является единственным источником знаний, опыт взрослых обесценивается. Такой культурный переход закономерно стирает границы между детством и взрослостью.
  • Во-вторых, в более развитых и богатых и индивидуалистических странах есть средства для обеспечения молодым людям времени для того, чтоб выбирать, экспериментировать (за счет увеличения периода обучения в том числе), отстаивать свою независимость и индивидуальность в форме собственных проб и ошибок.
  • В-третьих, происходит смена критериев оценивания взрослости: если раньше эти критерии включали в себя объективные показатели (финансовая автономия, отдельное проживание, семья, работа, дети), то сейчас эти критерии более субъективны: принятие ответственности за собственные решения, поступки.
  • В-четвертых, социальная среда становится настолько неустойчивой, ее требования постоянно изменяются и становятся настолько многоплановыми по отношению к психическим возможностям человека, что это замедляет его выход во взрослость - “текучая транзитивность” среды.
  • В-пятых, одной из причин увеличения периода ранней взрослости является множественность путей достижения взрослости, в которых заложены различные критерии достижения взрослости, а также использование этих путей обратимо, то есть ими можно экспериментировать, что также удлиняет период вступления во взрослость.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot