Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие личности, основные цели и задачи

Характеристика процесса развития личности

Замечание 1

Процесс развития личности – это процесс изменения системных качеств личности человека в результате его взаимодействия с социальной средой и социализации. При этом любой человек обладает природными предпосылками для развития и именно в процессе социализации и овладения культурными достижения человечества происходит активный процесс развития личности.

Формирующиеся в ходе данного процесса способности и задатки выявляют в личности индивида качества, складывающиеся на протяжении истории всего человеческого общества. Познание окружающей действительности человек осуществляет с детского возраста с помощью ближайшего окружения взрослых. Таким образом, можно справедливо отметить, что процесс воспитания играет решающую роль в развитии личности.

Процесс развития личности неразрывно связан с деятельностью, которая управляется определенной системой мотивов, присущих данной личности.

Деятельностно-опосредованный тип отношений между человеком и значимой для него группой или отдельным человеком становится ведущим фактором для его развития. В данном общении формируются потребности личности, выступающие и как предпосылка, и как результат развития. Они же выступают и как основная движущая сила, так как образуют постоянное противоречие между растущими потребностями и имеющимися возможностями.

Фазы становления личности

В общем виде процесс развития личности можно представить как вхождение человека в незнакомую, новую социальную среду и адаптацию в ней, которая является результатом процесса развития.

Если человек вступает в отношения со стабильной социальной общностью при благоприятно складывающихся обстоятельствах, то его становление как личности проходит три фазы. Рассмотрим их более подробно:

  • Первой фазой является фаза адаптации, предполагающая ознакомление и усвоение с действующими ценностями, правилами и нормами и присвоение во внутренний план средств и форм деятельности, свойственных для данной общности. В результате происходит вхождение индивида в данную социальную группу и уподобление ее членам.
  • На второй фазе, так называемой индивидуализации, происходит зарождение противоречий между установленными правилами и необходимостью соответствовать статусу группы, «Быть как все» и стремлением к проявлению собственной индивидуальности и максимальной персонализации, «выделения себя из толпы». Для данной стадии характерен поиск средств и способов проявления своей индивидуальности и уникальности;
  • Третья фаза – интеграция, вновь характеризуется противоречием между желанием личности проявить свои индивидуальные особенности и быть принятым данной социальной группой и потребностью данной общности в принятии и одобрении этих качеств.
«Развитие личности, основные цели и задачи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процесс развития личности является закономерным и прогрессирующим процессом, исключающим стихийный и случайный характер развития. Изучению данных закономерностей посвящено множество исследований и научных изысканий в различных областях научного знания.

Формирование человека как личности происходит с самого рождения. В качестве основных движущих сил развития выступает множество факторов, среди них: наследственность;

  • окружающая среда;
  • воспитание.

Каждый человек от рождения имеет предрасположенность к определенным эмоциональным проявлениям переживаний успеха и неудач, реакций на поведение других людей, к определенным этапам психического развития в процессе роста и развития.

В процессе изучения данных процессов возникает множество точек зрения и спорных моментов по поводу определения целей развития личности. С одной стороны, специалисты считают, что ребенок не должен с самого раннего возраста подвергаться усиленному воспитательному воздействию. Необходимо позволить ему испытать весь спектр эмоций и проявлений, включая эгоизм, обман и непослушание для того, чтобы эти проявления с возрастом просто исчерпали себя. В результате подобного воспитания личность не испытывает насилия над собой и запретов, растет уверенной в себе, свободной от внешних условностей развития.

Исследователи, отвергающие данный способ воспитания и развития личности, говорят о том, что человек должен находится в процессе постоянного самосовершенствования, узнавать новое, и постоянно учиться. Именно в непрерывном процессе обучения и самосовершенствования и происходит процесс развития гармоничной личности.

Замечание 2

При этом сфера развития личности не так уж и важна, главное, что человек постоянно находится в движении и самосовершенствуется.

Роль воздействия ближайшего окружения на развитие личности

Ребенок с самого раннего детства находится под постоянным воздействие окружающих взрослых и выступает пассивным объектом воспитания, обучения и развития, тем самым его личностные проявления зачастую отходят на второй план и подавляются. Именно поэтому необходимо соблюдать разумный баланс между воспитательными воздействиями и свободой проявления личности ребенка.

Развитие личности – это многогранный, длительный и сложный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека. И особое внимание следует уделять именно детскому и юношескому возрасту в связи с тем, что данный период является наиболее сензитивным к воспитательному воздействию и развитию.

Следует помнить, что процесс развития личности не должен сводится только лишь к накоплению количественных изменений и движению от низшего уровня развития к высшему. Главной характерной особенностью этого процесса является переход от количественных изменений к качественным, которые определяют изменение и развитие физических, психических и духовных характеристик личности.

В процессе развития происходит своеобразный скачок от накопленных количественных изменений к качественным и появлению новообразований, знаний умений и навыков, помогающих человеку выйти на совершенно новую ступень развития и отношений в окружающем его мире в целом и социальной общности в частности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot