Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методики преодоления кризисных ситуаций развития детей и подростков

Понятие кризиса и кризисных ситуаций развития у детей и подростков

Определение 1

Кризис – это переломный момент или тяжелое переходное состояние, характеризующееся неустойчивостью психики и обострением различных психологических проблем.

В психологии кризисные ситуации рассматриваются как ситуации, связанные с умственным и эмоциональным стрессом, требующие кардинального пересмотра собственного мнения об окружающем мире за достаточно короткий срок. Очень часто именно этот пересмотр влечет за собой изменения в структуре личности ребенка или подростка. Необходимо отметить, что изменения могут быть как положительными, так и отрицательными. Как показывает практика, личность, которая побывала в кризисе, не может сохранить себя прежнюю, так как ее был осмыслен актуальный психотравмирующий опыт и выработана новая модель приспособления.

Статья: Методики преодоления кризисных ситуаций развития детей и подростков
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Определение 2

Кризисная ситуация – это ситуация, при которой ребенок или подросток сталкивается с рядом препятствий в процессе реализации собственных жизненно важных целей и не может справиться с данной ситуацией посредством привычных методов и средств.

В психологии принято выделять два типа кризисных ситуаций:

  1. Кризисные ситуации, вызванные изменениями в естественной жизнедеятельности ребенка или подростка.
  2. Кризисные ситуации, вызванные разнообразными травмирующими жизненными событиями.

Развитие кризисных ситуаций у детей и подростков осуществляет в динамике по двум основным направлениям, выделенным А.Г. Амбрумова:

  1. Личностное направление. В данном случае развитие кризисной ситуации осуществляется по индивидуальному направлению в соответствии с особенностями личности, умениями ориентироваться в окружающем мире, приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.
  2. Ситуационное направление. Развитие кризисной ситуации в первую очередь зависит от совокупности неблагоприятных внешних факторов и психотравмирующих стимулов, которые послужили ее катализатором.
«Методики преодоления кризисных ситуаций развития детей и подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, выделяют две основные группы критических ситуаций у детей и подростков:

  1. Критические ситуации, которые детерминированы разнообразными внешними условиями.
  2. Критические ситуации, которые детерминированы индивидуальным характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями ребенка или подростка.

Особенностью кризисных ситуаций у детей и подростков является то, что в основной своей массе они вызваны возрастными особенностями, в связи с чем, такие кризисы принято называть «возрастные кризисы».

Определение 3

Возрастные кризисы – это переходный период между различными возрастными этапами, который неизбежно переживается ребенком и подростком, а интенсивность переживания зависит от внешних факторов и внутренних психологических особенностей личности.

Основные методы и методики психолого-педагогической помощи в кризисных ситуациях

В настоящее время существует большое количество разнообразных методов и методик, направленных на оказание детям и подросткам помощи в преодолении кризисных ситуаций. Для того, чтобы они были максимально эффективны, методы и методики используются в рамках специально разработанных программ.

Методики по преодолению кризисных ситуаций у детей и подростков направлены на оказание помощи личности в переработке кризисной ситуации и выработке необходимых способ ее разрешения.

Замечание 1

Целью методик по преодолению кризисных ситуаций у детей и подростков является формирование адаптивной стратегии поведения, способствующей позитивному принятию самого себя и позволяющие успешно преодолевать разнообразные критические ситуации в процессе жизнедеятельности.

Задачами методик являются:

  1. Создание условий, необходимых для установления благоприятной психологической атмосферы и доверительных взаимоотношений между пациентом и специалистом. Атмосферы, основной на взаимном доверии и уважении.
  2. Выявление причин и последствий кризисной ситуации, своевременное информирование подростка или его законных представителей. Приведение конкретных примеров того, какое влияние может оказать кризисная ситуация на дальнейшее личностное развитие ребенка или подростка, изменение модели его поведения и т.д.
  3. Формирование у детей и подростков мотивации на личностное развитие, посредством осознания и принятия собственных внутренних переживаний, причин их возникновения и эмоционального отклика. Осознание своего поведения как «неэффективного» способа по выходу из критической ситуации.
  4. Приобретение ребенком или подростком навыков по использованию активных поведенческих стратегий по переживанию и преодолению кризисной ситуации и для предупреждения возможности развития негативных последствий, вызванных ею.

Методики, используемые в работе с детьми и подростками, имеют ряд особенностей. Так, в первую очередь они направлены на выработку у ребенка или подростка совладающего поведения.

Определение 4

Совладающее поведение – это поведение, направленное на совладание с кризисной ситуацией с целью достижения реалистического приспособления ребенка или подростка к окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей.

В данном случае, применяемые психологом методики направлены на организацию внутренней деятельности у ребенка или подростка, то есть осуществление внутренней интеллектуально-волевой работы, целью которой является установление душевного равновесия и нового смысла жизни.

Основные пути психолого-педагогической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях:

  1. Перенос потенциального будущего в актуальное настоящее, чтобы мотивы и цели стали актуальной и действенной данностью.
  2. Перенос актуального настоящего в психологическое прошлое, в аффективном плане это представляется как отстранение эмоции, ее устранение из момента «теперь».
  3. Уменьшение степени актуальности событий и отношений прошлого в настоящем.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot