Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие интеллектуальных операций у младших школьников

Младший школьный возраст

Определение 1

Младший школьный возраст - это возрастной период, определяемый в психологии развития в границах от 6-7 до 10-11 лет.

Основными психологическими новообразованиями данного периода являются:

  • дифференцирование своих возможностей и способностей,
  • чувство социальной и психологической компетентности,
  • произвольность и осознанность всех психических процессов,
  • внутренняя опосредованность.

С точки зрения перцептивных процессов, восприятие младших школьников становится более направленным и управляемым. Дети способны абстрагировать форму от предмета, но все еще допускают ошибки в узнавании фигур по причине ситуативности восприятия. В связи с началом школьного образования у детей развивается специальный вид восприятия - слушание, что повышает произвольность процессов.

С точки зрения развития внимания, оно все еще неустойчиво, подвержено высокой отвлекаемости. Однако начинают расширяться объем внимания, его переключаемость, распределяемость и произвольность.

Память в данном возрасте также расширяется в своем объеме, точности систематизации и воспроизведения материала. Дети начинают осваивать рациональные способы запоминания, используя методы наглядности, повторения, включения в познавательную сферу интересов.

Воображение на данном возрастном этапе начинает развиваться – образы все еще статичны, однако значительно возрастает количество признаков и свойств в образах (от 2 или 3 классов объектов). Также активно развивается репродукция воображения: воссоздание подобных конструкций в обновленном виде.

Немаловажной сферой развития является речь: она развивается в двух направлениях (понимание речи собеседника и собственная разговорная речь). Дети учатся понимать контекстную речь, что связано с развитием письменной речи в школе. Также важной задачей является развитие объяснительной формы речи.

«Развитие интеллектуальных операций у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Интеллект и система операций Ж. Пиаже

Впервые само понятие «интеллектуальные операции» было использовано швейцарским психологом Ж. Пиаже, по его мнению они составляли саму сущность интеллекта.

Интеллект Ж. Пиаже определяет как механизм структурирования поведения человека в соответствие с актуальной потребностью (формирования гибкого и устойчивого по структуре равновесия в поведении). Это взаимодействие организма и среды, которое осуществляется через поведение, ведет к поддержанию гомеостатического равновесия. Таким образом, интеллект выступает как механизм адаптации организма к условиям среды.

Однако интеллект - это не какая-то отдельная психическая функция или структура. Это результат взаимодействия всех других психических процессов: восприятия, сенсомоторных механизмов, когнитивных процессов.

Замечание 1

Интеллект, как пишет Ж. Пиаже, это специфическая форма равновесия, к которой тяготеют когнитивные и моторные механизмы, направленные на адаптацию организма.

Интеллект определяется как система операций, которые расположены в иерархическом порядке эволюционного созревания. Каждая из этих операций представляет собой специфическую форму равновесия. Ж. Пиаже отмечает, что для каждого возраста характерно преобладание тех или иных интеллектуальных структур, которые с возрастным развитием нарастают.

Таким образом, концепция интеллекта Ж. Пиаже является операциональной по своей природе. Интеллект - это система скоординированных между собой и обратимых операций, являющихся интериоризированными от внешних предметных действий. То есть интеллект ребенка строится на основе действий с объектами, опыт взаимодействия с которыми укладывается в схему действия (это структура на конкретном этапе интеллектуального развития), которая впоследствии трансформируется в операции (интериоризированные предметные действия).

Развитие интеллекта в таком случае – это смена преобладающих интеллектуальных структур.

Развитие интеллекта у младших школьников

Замечание 2

Ж. Пиаже в своей концепции выделяет три основные стадии развития ребенка: от 0 до 2 лет преобладают сенсомоторные операции, от 2 до 7 лет преобладают конкретные операции-действия, от 7 до 11 лет преобладают формальные операции, а уже в возрасте 11-15 лет развивается возможность мыслить гипотезами.

Стадия сенсомоторного интеллекта отличается анализом практической и предметной деятельности ребенка в первые годы жизни: сперва он центрируется на исследовании собственного тела, а затем выходит за его пределы и исследует окружающую среду. На данном этапе преобладают сенсорные процессы: он все хватает, щупает, трогает, исследует. И таким образом, происходит постепенный переход от сенсорных процессов к организованным формам поведения за счет реализации определенных действий для достижения цели.

Для возрастного периода от 6-7 до 10-11 лет характерно преобладание стадии конкретных мыслительных операций, которая отличается гибкостью, обратимостью, многомерностью, децентрированностью, способностью к умозаключениям, а также способностью к установлению причинно-следственных связей.

На данном этапе происходит развитие символического мышления: ребенок познает действительность уже не через действия с объектами, а через наглядные образы объектов, через их символьные обозначения. Это сравнительно более высокий уровень развития интеллекта.

Ребенок уже способен к упорядочиванию объектов по определенному признаку, соотнесению объектов по категориям. Однако операции на данном уровне применимы ребенком в конкретных ситуациях, отдельно для каждой проблемной задачи. Ребенок еще не способен абстрагировать общий принцип решения задачи и перенести его на класс сходных задач.

Для исследования интеллекта используются задачи Ж. Пиаже:

  • на сохранение объема жидкости,
  • на включение во множество,
  • на выстраивание сериационного ряда,
  • на категоризацию.

Последующим развитием интеллектуальных операций в возрасте 11 лет является выход за пределы решения задач «здесь и сейчас», развитие абстрагирования мышления, что позволяет выйти на уровень формальных операций интеллекта.

Дата последнего обновления статьи: 04.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot