Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте

Все предметы / Психология / Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте
Определение 1

Память в младшем школьном возрасте — это психический процесс, который претерпевает существенные изменения, связанные с качественным преобразованием мышления. В этот период память постепенно начинает приобретать аспекты произвольности и становится сознательно регулируемой и опосредствованной.

Особенности психического развития младшего школьника

Возрастной период младшего школьного возраста длится с 6 до 11 лет (психологическая периодизация) или с 6 до 10 лет (педагогическая периодизация). Основа педагогической периодизации, с одной стороны, представлена этапами физического и психического развития, а с другой – условиями, в которых происходит воспитание.

По признанию российских исследователей во время младшего школьного возраста наиболее важной задачей является обучение ребенка самостоятельности. От этого напрямую зависит не только эффективность учебного процесса, но и совершенствование совокупности психических качеств ребенка.

На начало младшего школьного возраста в психологическом развитии детей можно отметить несколько линий:

  • Формирование произвольного поведения;
  • Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • Переход от эгоцентризма к децентрации.

Самые большие изменения этого времени происходят в познавательной сфере. В соответствии с мнением Л. С. Выготского, с началом школьного обучения происходит выдвижение мышления в центр сознательной деятельности. В этот период начинается развитие словесно-логического, рассуждающего мышления. Это происходит в процессе усвоения научных знаний.

Память в младшем школьном возрасте становится «мыслящей», а восприятие — «думающим». Внимание младшего школьника непроизвольно, обладает недостаточной устойчивостью и ограничено по объему. Поступление в школу представляет собой существенный перелом в личностном и социальном развитии.

Познавательная сфера, как и раньше, развивается в качестве ведущей сферы. Самые значительные требования предъявляются к речевому и умственному развитию учащихся начальных классов, включая навыки логических операций с категориями, систематизацию учебных знаний, интеллектуальные навыки, понимание смысла слов, грамотность и содержательность устной речи.

Готовые работы на аналогичную тему

В завершение периода у учащегося должны быть сформированы и прочие новообразования (например, произвольность психических процессов и саморегуляция). В младшем школьном возрасте значительно меняется функционирование психических познавательных процессов. В общем виде они начинают претерпевать изменения в собственной структуре.

Особенности развития памяти детей младшего школьного возраста

Память старших дошкольников, а впоследствии и младших школьников становится более произвольной. Таким образом, если рассматривать память и внимание младших школьников, то имеется в виде то, что она приобретает черты произвольности и становится в целом сознательно регулируемой и опосредованной.

Преобразование памяти ребенка в этом возрасте может быть связано со значительными требованиями к ее эффективности. Высокий уровень памяти требуется для выполнения новых мнемических задач, которые возникают в процессе учебной деятельности.

Младшие школьники уже могут многое запоминать, они способны помнить необходимый материал буквально и пересказывать его своими словами близко к изначальному тексту. При этом неспособность от дельных детей к запоминанию и воспроизведению заученных сведений в дальнейшем скажется на их учебной жизни в школе.

Характерные для младшего школьного возраста изменения и преобразования в психической познавательной деятельности играют большую роль в дальнейшем полноценном развитии психики в целом. Специальные исследования, тем не менее, показали, что при господствующей сегодня системе начального образования этот процесс часто протекает стихийно.

У многих ребят к младшему школьному возрасту диагностируют недостаточную сформированность таких познавательных процессов психики как:

  • Произвольное внимание,
  • Произвольная память,
  • Осознанная регуляция умственных действий.

Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях.

Специалисту, который работает с детьми младшего школьного возраста, нужно ставить перед собой задачи целенаправленного развития памяти у детей как психического познавательного процесса. В младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения качественного характера. Большое значение при этом, как и в дошкольном возрасте, продолжает иметь зрительная память.

Сегодня одна из актуальных проблем современной образовательной системы должна быть представлена оптимизацией учебно-воспитательного процесса и вопросом преодоления школьной неуспеваемости. Основная группа риска в этом плане — школьники с недоразвитием психических процессов, включая внимание и память.

Различные качественные изменения памяти, прежде всего, связаны с приобретением в результате обучения различных способов и стратегий запоминания учебного материала. Наряду с этим, для их развития требуется специальная работа, которая должна концентрироваться на формировании соответствующих способов запоминания. Запоминание складывается у школьников начальных классов стихийно и различается в зависимости от возраста.

Так, для ребенка в 7 лет свойственны ситуации, в которых ему проще запомнить необходимый материал, не используя каких-либо средств. По мере усложнения учебного задания установка «просто запомнить» не оправдывает себя. Это положение вынуждает школьника искать инструменты для организации материала. Важнейшими из них становятся приемы смыслового запоминания, которые лежат в основе логической памяти.

Логическая память младшего школьника предполагает использование мыслительных процессов, которые становят опорой и средствами запоминания. Данный тип памяти основан на понимании.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис