Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психическое развитие младшего школьника и психическое развитие подростка

Все предметы / Психология / Психическое развитие младшего школьника и психическое развитие подростка
Определение 1

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов с течением времени, которое может быть выражено в качественных, количественных и структурных преобразованиях.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Определение 2

Младший школьный возраст – это возраст от 6-7 лет до 9-10 лет, который совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является то, что именно в этот период у ребенка начинается новый этап в жизни, который приводит к коренным изменениям его социального статуса и социальной ситуации развития. Центром жизни ребенка младшего школьного возраста становится система «ребенок – учитель». Данная система определяет отношения ребенка со сверстниками и окружающими его взрослыми, в том числе и с родителями.

Замечание 1

В младшем школьном возрасте ведущей деятельность ребенка становится учебная деятельность.

Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста:

  1. Познавательные психические процессы – действия ребенка становятся более произвольными, приобретают самостоятельность и саморегуляцию, они переходят в самостоятельные виды психической деятельности, которая имеет свои цели, мотивы и способы достижения.
  2. Восприятие. На протяжении всего периода младшего школьного возраста осуществляется переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному, анализирующему и синтезирующему восприятию.
  3. Память. Происходит развитие произвольной памяти, в связи с чем, ребенок уже способен целенаправленно запомнить необходимый ему материал или информацию, а сам процесс запоминания характеризуется осмысленностью и связью с мышлением.
  4. Внимание. В период младшего школьного возраста у ребенка сохраняется непроизвольное внимание, которое отличается легко отвлекаемостью и неустойчивостью, в связи с чем, ребенок не способен быстро и продуктивно переключать свое внимание с одного объекта на другой. Младшие школьники способны сосредоточится на выполнении одного дела лишь на протяжении 15-20 минут, далее у них наступает утомление и как следствие снижение внимания. К концу младшего школьного возраста внимание приобретает более произвольный и преднамеренный характер.
  5. Мышление. Особенность мышления в младшем школьном возрасте является то, что оно переход из наглядно-образного к словесно-логическому, постепенно развивается теоретическое мышление.
  6. Воображение – становится произвольным.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в период младшего школьного возраста у ребенка практически вся деятельность и психические процессы приобретают произвольность, в связи с чем активно начинает развиваться самоорганизация и воля (самоконтроль, планирование, самооценка).

Особенности психического развития подростков

Определение 3

Подростковый возраст (отрочество) – это период в индивидуальном развитии человека, который приходится на промежуток между детством и ранней юностью, охватывая возраст от 10-11 лет до 13-14 лет.

Особенностью подросткового возраста являются резкие качественные изменения, которые затрагивают абсолютно все стороны развития подростка, в том числе и психическое развитие.

Одной из основных особенностей психического развития подростков является то, что происходящие в психике изменения у каждого протекают индивидуально. У кого-то быстрее, а кто-то в чем-то отстает от сверстников. Так, доказано, что девочки в период подросткового возраста развиваются быстрее мальчиков.

Таким образом, психическое развитие подростков характеризуется неравномерностью, одни стороны психики развиваются медленнее, другие быстрее. Кто-то развивается быстрее, а кто-то может отставать от сверстников. То есть, данный процесс происходит исключительно индивидуально.

В период подросткового возраста возрастает потребность в общении со сверстниками, стремление самоутвердиться, получить личностную независимость и автономию.

Наиболее бурно и плодотворно у подростков развиваются познавательные процессы. Так, период от 11-ти до 15-ти лет характеризуется становлением целенаправленности и избирательности восприятия, произвольности и устойчивости внимания, а также активным развитием логической памяти. Особенно важен данный период для развития мышления. В мышлении подростков происходят изменения, связанные с процессами оперирования конкретными представлениями.

Интеллектуальная деятельность подростков характеризуется усилением индивидуальных различий, которые в первую очередь связаны с развитием самостоятельности мышления, творчества и интеллектуальной активности. В этой связи подростковый возраст очень часто рассматривают как сензитивный период для развития творческого мышления.

Специфическим и центральным новообразование в личности подростка является возникновение у него чувства собственной взрослости. Подростки всячески отвергают свою принадлежность к детям, но при этом у них еще нет подлинного и полноценного ощущения, что они взрослые и самостоятельные люди. Это связано с тем, что подростки не имеют необходимого жизненного опыта. Именно поэтому одной из основных целей подросткового возраста является процесс становления нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость.

Подростковый период характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формирова¬нием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Kristina Александровна Papoyan

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис