Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие познавательной сферы и интеллекта у подростков

Определение 1

Интеллект – система всех познавательных функций человека, начиная от ощущений и восприятия и заканчивая мышлением и воображением. В более узком смысле интеллект представляет собой основную форму познания действительности.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — это период с 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту школьников 5-9 классов. Подростковый возраст часто называется переходным, так как в течение этой стадии происходит своеобразный переход к взрослости. Он способен пронизывать все аспекты развития подростка, включая анатомо-физиологические, интеллектуальные и нравственные стороны развития.

Для периода полового созревания характерен рост уровня гормонов, что, в свою очередь, ведет к возбуждению или, напротив, торможению нервных процессов. Как следствие, у подростков возникают следующие поведенческие проявления:

  • Частая смена настроения;
  • Депрессивное состояние;
  • Неусидчивость;
  • Низкая концентрация внимания;
  • Импульсивность и раздражительность;
  • Агрессивность и тревожность;
  • Проблемы в поведении.

В процессе перехода в средние классы происходит изменение условий жизни и деятельности учащихся. Это ведет к перестройке психики, ломке старых и уже сформированных форм взаимодействия с окружающими. В 5 классе ребенок переходит к систематическому изучению наук, что предполагает работу психической деятельности более высокого уровня.

Развитие познавательной сферы подроста

В старших классах происходит развитие познавательной сферы подростка. Этот процесс связан с необходимостью осуществлять глубокие обобщения и доказательства, понимать более сложные абстрактные отношения между объектами, формировать отвлеченные понятия. Школьники начинают играть значительно большую роль в школе и семье. К нему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива.

На познавательную сферу влияют изменения в эмоциональной сфере подростка. В этот период для эмоций характерна большая сила и трудность в их управлении. По этой причине учащимся средней школы свойственны следующие качества:

«Развитие познавательной сферы и интеллекта у подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Отсутствие умения сдерживать себя,
  • Слабый самоконтроль,
  • Резкость в поведении,
  • Вспыльчивость,
  • Бурное проявление чувств.

Наряду с этим, на стадии младшего подросткового возраста особенно заметен рост сознания и самосознания школьника, у которого происходит расширение знаний о себе, о людях и окружающем мире. Развитие самосознания выражается через изменение мотивов основных видов деятельности, включая учение, общение и труд.

В подростковом возрасте значительно перестраивается характер учебной деятельности. Постепенно нарастающая взрослость подростков делает неприемлемыми для них привычные младшим школьникам старые формы и методы обучения. Если ученики еще недавно охотно слушали подробные объяснения педагогов, то сейчас такая форма знакомства с новой информацией часто вызывает скуку и равнодушие.

Ребенок, склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, теперь будет стремиться излагать его с помощью своих слов. Многие дети в подростковый период протестуют, когда учитель начинает требовать точного воспроизведения. В переходном возрасте стремление к приобретению знаний часто сочетается с безразличным или даже негативным отношением к школьному обучению, что представляет собой своеобразную реакцию на неудачи в учебе или конфликтное столкновение с учителем.

В рамках развития познавательной сферы и интеллекта подростка наиболее существенную роль играет положительное отношение к учению. Здесь имеет значение содержательность учебного материала, его связь с жизненными ситуациями и практикой, проблемно-эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, которая дает школьнику возможность пережить радость самостоятельных открытий. Педагоги в этот период должны обратить внимание на рациональные приемы учебной работы с подростками, обучая их навыками самовоспитания.

Интеллектуальное развитие подростка

Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте считается особенно важным. Еще Бине писал, что человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто умеет правильно судить, понимать и размышлять и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, умеет приспособиться к жизненным обстоятельствам. Данную точку зрения разделил и такой ученый, как Векслер. Он создает в 1939 году первую шкалу интеллекта.

Интеллект представляет собой глобальную способность разумно действовать, рационально мыслить и эффективно справляться с жизненными обстоятельствами. Определения понятия интеллект не дают представления о том, что необходимо развивать. Часто интеллект характеризуют со стороны его функций (разумные действия, адаптация к среде и т.д.). Для педагогов подобного определения интеллекта недостаточно, поскольку невозможно установить педагогические цели его развития.

Важное психическое новообразование младшего подросткового возраста представлено развитием произвольности всех психических процессов. Подростки уже вполне самостоятельно могут организовывать собственное внимание, память, мышление, воображение. У них формируется и продолжает развитие смысловая логическая память, понятийное мышление.

Мышление подростка начинает приобретать способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям. Ребенок получает возможность выстраивать умозаключения через выдвинутые гипотезы, проявляя способность к умственным экспериментам и мысленному решению задач.

Развитие интеллекта подростка напрямую связано с развитием творческих способностей. Они предполагают не просто усвоение сведений, но и проявление интеллектуальной инициативы и попытки создать что-то новое. Важнейшим компонентом творчества считается преобладание так называемого дивергентного мышления, когда подросток на один и тот же вопрос может дать несколько одинаково правильных и равнозначных ответов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot