Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности мышления в подростковом возрасте

Подростковый возраст: психологические характеристики

Определение 1

Подростковый возраст - это период, определяемый в психологии развития в рамках 11 - 15 лет. Выделяют также его подпериоды - младший (11-12 лет), старший (13-14 лет) и ранняя юность (15-17 лет).

Данный этап является переходным в силу того, что в это время осуществляется переход от детства к юности и взрослости. И этот переход глобален и интенсивен, он осуществляется на всех уровнях:

  • физиологическом - происходит гормональная перестройка (активно вырабатываются специфические для пола гормоны);
  • нейрофизиологическом - развиваются лобные доли мозга, ответственные за осознанность, планирование и саморегуляцию;
  • физическом: увеличивается вес, рост, оформляются вторичные половые признаки4
  • психологическом: возникает чувство взрослости, повышается стремлении к автономии (в поведении, вкусах, предпочтениях), развивается самосознание, оформляется Я-концепция (становится более целостной), повышается рефлексивность мышления, склонность неадекватно оценивать себя (завышено или занижено);
  • социальном: расширяется социальная среда, она становится гетерогенной (возникает интерес к противоположному полу), возникают стремления принадлежности к группе, желание занять в ней определенное место.

Для данного периода характерен кризис 13 лет, в результате которого у подростка формируются следующие новообразования: повышается уровень рефлексивности, формируется самосознание, возникает чувство взрослости. Кризис подросткового возраста влияет на развитие временной перспективы подростков: у них появляется ощущение целостности прошлого, настоящего и будущего. Это способствует развитию самосознания и интеграции своей Я-концепции: включении образов себя из прошлого, самоощущений из настоящего и желаемых образов себя в будущем.

В сфере психических функций, отмечаются следующие изменения:

  • внимание: увеличивается объем, повышается его устойчивость, избирательность и произвольность внимания. К тому же наблюдается разнородность развития свойств внимания и его расструктурированность,
  • память: увеличивается произвольность запоминания, ведущим видом становится вербально-логическая память,
  • воображение: наблюдается склонность к фантазированию, придумыванию планов на будущее, формируется временная перспектива,
  • эмоционально-волевая сфера: повышается возбудимость и эмоциональная лабильность, склонность к аффектации и сильным реакциям при большом количестве стимулов. В том числе, эмоциональные переживания становятся глубже, появляются стойкие чувства. Касательно волевой сферы отмечается развитие регуляции поведения на основе внутренних стимулов, повышается упрямство и снижается дисциплинированность,
  • потребностно-мотивационная сфера: мотивы деятельности становятся более устойчивыми, отмечается иерархизация мотивов. Ведущие мотивы - стремление подростка занять удовлетворительное положение среди сверстников, принадлежность к группе. Также происходит активная переоценка ценностей, формирование собственной системы.
«Особенности мышления в подростковом возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мышление: понятие, онтогенез, функции

Определение 2

Мышление - это психический процесс, высшая форма познавательной деятельности, с помощью которого осуществляется опосредование и обобщение окружающей действительности.

Развитие мышления в онтогенезе проходит через несколько стадий. Различные авторы выделяют разные периоды и этапы, однако общее одно - развитие мышления связывают с развитием мыслительных операций, с помощью которых оно осуществляется. Смена стадий развития мышления - это смена доминирующих мыслительных операций. Операциями являются те действия, источником которых являются действия вовне, однако продукт их осуществления реализуется в уме. Более этого, это не любые действия вовне, а действия, связанные с классификацией, упорядочиванием, комбинированием, разделением объектов.

Основные мыслительные операции:

  • сравнение - это процесс выделения сущностных свойств объектов (абстрагирование), на основе которых и происходит сравнение
  • анализ-синтез - это два процесса мышления, суть анализа в расчленении объекта на составные части, а суть синтеза - в интеграции частей в целое
  • обобщение-конкретизация - это способность отнести конкретный объект к классу, так и выделить из класса конкретный объект

Известный психолог Ж. Пиаже выделяет следующие этапы развития мышления (интеллекта, как пишет он сам):

  • период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет): развитие интеллекта младенца идет через активные действия и ощущения (он что-то хватает, бросает, трогает и т.д.), формируя таким образом интеллектуальную схему взаимодействия с объектом.
  • период дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет): далее эта схема обрастает уже какими-то символьными формами (в результате развития речи), но так или иначе операциональный потенциал ребенка все еще очень ограничен и находится в его эгоцентрическом поле собственного опыта
  • период конкретных операций (от 7 до 11-12 лет): здесь уже ребенок способен формировать некие логические операции с объектами, классифицировать, упорядочивать, объединять, но эти операции так или иначе сильно привязаны к самим объектам или их характеристикам
  • период формальных операций (от 11-12 лет и далее): на данном этапе мышление уже способно выходить за пределы конкретного объекта и реализовывать операции сразу на классе таких объектов, то есть абстрагироваться, переносить смысл с одного объекта на другой, планировать.
Замечание 1

Основная функция мышления - выявление закономерностей и связей между явлениями окружающего мира с последующим их обобщением для регуляции собственного поведения посредством планирования и прогнозирования собственной деятельности. То есть в развитии мышления заложен большой адаптивный потенциал.

Особенности мышления в подростковом возрасте

Подростковый период для развития мышления - это переход от стадии конкретных операций мышления к стадии формальных операций.

Младший подростковый период (11-12 лет) характеризуется еще преобладанием конкретных операций: ребенок способен выстраивать логические связи, но сами логические операции довольно конкретны и сильно привязаны к самим объектам или их характеристикам. Переход к формальным операциям становится доступен с развитием способности к классификации, иерархизации объектов, упорядочиванию их по каким-то признакам. Ребенок таким образом осваивает понимание отношений частей и целого, развивается обратимость операций, что способствует выходу на формальный уровень.

В возрасте уже 13-14 лет у детей развит весь ансамбль интеллектуальных операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. Более того, подростки более способны к построению свободных умозаключений, рассуждениям. У них развивается интроспективное мышление (мышление о собственных мыслях), способствующее развитию рефлексии.

В отличие от более раннего подросткового возраста, подростки 13-14 лет способны рассуждать о тех объекта, которые не даны непосредственно. Это делает мышление абстрактным, отделенным от конкретного объекта или его характеристик.

Помимо этого, у ребят развиваются способности к опережающему мышлению, которое выражается в способности просчитывать ходы, планировать собственную деятельность.

Очень значимым для них становится гипотетико-дедуктивное мышление: им очень нравится формулировать гипотезы, искать доказательства и проводить аргументацию. Нередко подростки очень часто вступают в полемику и споры.

Характерной чертой подросткового возраста с точки зрения мышления является его выход за общепринятые рамки: поэтому для них бывает характерно чрезмерное фантазирование, идеализм, романтизм мышления. Интересно, что именно идеализм мышления подростков порой проявляется в их критичности: нередко у них проявляется черно-белое мышление.

Развитию формального мышления способствует также и развитие внимания и памяти: с увеличением уровня их произвольности, повышается использование и переработка получаемой информации.

К тому же, подростки тяготеют в возрасте от 13-15 лет к поиску разных способов решения задач, их очень интересуют альтернативные версии разрешения вопроса. Помимо самих способов, им интересны и разные типы самих задач. Склонность к разнообразию также повышает уровень развития мышления.

Формализации мышления способствуют также и способы получения информации и ее хранения, например, в символьной форме. Это способствует развитию абстрактного мышления.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot