Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие памяти у младших школьников

Определение 1

Память младших школьников — это более сознательное и организованное образование, чем память дошкольников. Для этого возраста характерно преобладание наглядно-образной памяти над смысловой. Младшие школьники лучше запоминают конкретные события и предметы, лица и факты.

Особенности памяти младших школьников

При поступлении в школу у ребенка происходит значительная реструктуризация и развитие памяти. Она приобретает все большую организованность и регулируемость, управляется с помощью психической деятельности. Процессы памяти все чаще начинают приобретать характер случайных процессов.

В младшем школьном возрасте происходит постепенное развитие и совершенствование словесно-логической памяти, хотя для этого периода наглядно-образная память все еще играет большую роль. По причине возрастного относительного преобладания деятельности первой сигнальной системы у младшего школьника более развита наглядная (образная) память, чем словесно-логическая.

Статья: Развитие памяти у младших школьников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

Школьники первых лет обучения лучше и быстрее запоминают, прочнее сохраняют в памяти конкретные факты и сведения, события и лица. Сложнее им даются объяснения, определения и описания. Лучше запоминают такие дети все яркое, интересное (то, что вызывает у них эмоциональный отклик).

В течение всего младшего школьного возраста ребенок лучше запоминает слова, которые обозначают названия предметов, чем те слова, которые обозначают абстрактные понятия. Надежно они сохраняют в памяти конкретный материал, зафиксированный в памяти на базе визуальных образов.

Ребенок лучше запоминает абстрактный материал, если производится его раскрытие на конкретном материале. Конкретно-образный характер памяти также характеризуется тем, что ребенок может справиться даже с такими сложными приемами запоминания, как соотнесение деление на части текста (если была осуществлена опора на наглядность).

«Развитие памяти у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Специфика развития памяти младших дошкольников

Приступая к обучению, ребенок младшего школьного возраста уже способен как произвольно, так и осмысленно запомнить информацию или образ, но данная способность у него еще слабо развита. Для ребёнка в возрасте 7-8 лет гораздо проще выучить (вызубрить), чем осмыслить материал. В этом случае возникает ситуация, в которой использование самих способов запоминания предполагает затраты большего количества энергии, чем запоминание без него. По этой причине применение инструментов обработки материала для увеличения эффективности запоминания, как правило, имеет противоположный результат, что представляет собой временное явление.

По завершению младшего школьного возраста (10-11 лет) продуктивность опосредованной памяти становится стабильно выше, чем продуктивность непосредственной памяти. Как и любой психический процесс, память в младшем школьном возрасте существенно меняется.

Для младшего школьного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Еще А. Н. Леонтьев писал, что у детей этого возраста более развита наглядно-образная память (факты, лица, конкретные сведения, предметы, события). Наряду с этим в ходе обучения формируются благоприятные условия для того, чтобы происходило развитие более сложных форм словесно-логической памяти.

Л. С. Выготский указал также на то, что у младшего школьника растет объем памяти, при этом сам процесс развития имеет неравномерный характер. Этот период называют часто вершиной детства, поскольку человек сохраняет много детских качеств:

  • Взгляд на взрослых людей снизу-вверх,
  • Наивность,
  • Легкомыслие,
  • Детская непосредственность,
  • Своеобразная логика мышления.

Учение для такого ребенка представляет собой значимую деятельность. В школе он получает возможность приобрести не только новые знания и умения, но и получить соответствующий социальный статус. Происходит изменение интересов, ценностей ребенка, всего уклада его жизни.

Направления развития памяти

Занятия в школе дают возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, включая речь, память, воображение, мышление, восприятие, внимание. В их процессе происходит формирование умения подчиняться правилам игры, поскольку от точности соблюдения правил будет полностью зависеть успех всей игры. Правила игры могут оказать воздействие на развитие произвольного поведения и организованности у ребенка в младшем школьном возрасте.

Память младшего дошкольника развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Ребенок непроизвольно запоминает учебный материал, который вызывает у него интерес. Как правило, информация должна быть преподнесена в форме игры и должна быть связана с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями.

В отличие от дошкольников, младшие школьники уже начинают целенаправленно и произвольно запоминать материал, который не представляет для них интереса. С каждым годом все в большей степени процесс обучения выстраивается с опорой на произвольную память. Дети в этот период уже обладают хорошей механической памятью. Многие начинают механически заучивать учебные тексты, что приводит к большим сложностям в средних классах, когда материала становится больше, и он усложняется.

Развитие смысловой памяти в этом возрасте предопределяет возможность для освоения достаточно широкого круга мнемонических приемов, которые представляют собой рациональные способы запоминания. Школьники запоминают материал в том случае, когда осмысливают его и понимают.

Интеллектуальная работа уже начинает иметь характер мнемонической деятельности, а мышление и смысловая память становятся неразрывно связанными. Младшие школьники уже могут успешно запоминать и воспроизводить непонятные тексты, поэтому учителя и родители должны контролировать не только результат (правильность ответа, точность пересказа), но и сам процесс (каким образом, ребенок запомнил материал).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot