Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности

Все предметы / Психология / Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности
Определение 1

Память – это психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которая основана на опыте личности.

Она является важным аспектом учебной деятельности человека, который необходимо постоянно развивать. Память является базисом для формирования человеческих способностей, которые необходимы для успешной учебной деятельности, развития навыков и накопления знаний.

Человек, не имеющий памяти, живет только настоящим моментом, он не помнит событий прошлого и не думает о будущем.

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Первые проявления памяти у ребенка можно зафиксировать еще в младенчестве в виде условных рефлексов, когда он перестает плакать при появлении в комнате матери.

Со временем ребенок начинает узнавать предметы и людей, с которыми он постоянно взаимодействует, т.е. он запоминает информацию, когда нет большого промежутка времени между восприятиями.

С возрастом перечень узнаваемых предметов пополняется, а промежуток времени между узнаванием и восприятием становится больше. Сначала ребенок помнит, что было несколько недель назад, потом вспоминает предметы и события месячной давности, а в уже в четырехлетнем возрасте может помнить, что было около года назад.

Изначально память у человека является непроизвольной. Ребенок-дошкольник не ставит перед собой целей запомнить что-то, он обращает внимание на то, что вызывает у него интерес. Развитие памяти у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе игр и воспитания. Причем запоминание происходит осознанно, т.е. ребенок начинает понимать, что он запоминает.

На данном этапе у человека преобладает наглядно-образное мышление, которое при переходе в возраст младшего школьника, сменяется абстрактно-логическим.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие памяти в процессе учебной деятельности

Интенсивное развитие памяти осуществляется в школьном возрасте, т.е. когда наступает время активной учебной деятельности человека.

В начале учебной деятельности школьникам младшего школьного возраста сложно сконцентрировать внимание на определенной проблеме или задаче. В процессе обучения дети не только становятся более внимательными, но и учатся запоминать непосредственно необходимую информацию.

Другими словами, школьник учится запоминать и воспроизводить информацию произвольно, т.е. он запоминает теперь то, что он считает нужным, а не то, что ему интересно.

Память ребенка имеет значительные отличия от памяти взрослого. В течение периода младшего школьного возраста детям необходимо направление учителя при работе по запоминанию, так как они еще не могут ставить перед собой четко сформулированные задачи, например, запомнить что-то конкретно или запомнить для передачи информации устно. Если конкретная задача не поставлена, то ребенок может запомнить информацию дословно, особенно в тех случаях, когда объем небольшой, или ребенок еще не в полной мере владеет речью, чтобы передать смысл своими словами.

В процессе учебной деятельности школьникам приходится запоминать иногда не интересный для них, сложный или объемный материал. Это приводит к увеличению продуктивности работы памяти и ее объема.

Исследования А. А. Смирнова показали, что школьники младшего возраста больше запоминают осмысленно, чем школьники среднего возраста. Это объясняется тем, что в младшем школьном возрасте дети в процессе учебы часто выполняют упражнения на запоминание, что приводит к развитию всех видов памяти.

Преимущественным видом памяти младших школьников является механическая, т.е. они запоминают информацию без смыслового понимания материала. При переходе из класса в класс память ребенка становится лучше, вырабатываются новые навыки заучивания, приобретаются новые знания. Для развития сложной словесно-логической памяти ребенку необходима помощь учителя и родителей, которые будут создавать и поддерживать условия ее совершенствования. Они должны поощрять ребенка за организованное и осмысленное запоминание.

Условия развития памяти в процессе учебной деятельности

Выделяют следующие факторы запоминания:

  • Фактор желания. Субъект должен иметь желание запомнить нужную информацию и поставить задачу ее запомнить;
  • Фактор осознания. Субъект должен осознавать для чего ему необходима данная информация, другими словами у него должен быть мотив ее запомнить;
  • Фактор ярких впечатлений. Информация должна выглядеть как яркое впечатление, чтобы ребенок запомнил ее легко и надолго;
  • Фактор хорошего внимания. Внимание субъекта должно быть сконцентрировано на информации, которую нужно запомнить.

Используя все вышеперечисленные факторы, педагог может повышать эффективность запоминания обучающихся. Помимо факторов существуют следующие способы улучшениязапоминания:

  • Наглядность. Она позволяет обогатить впечатления обучающихся;
  • Повторение. При повторении необходима разнообразность. Обучающимся нужно ставить каждый раз новую определенную задачу;
  • Самоконтроль. Субъекту важен результат своей работы, который он может самостоятельно оценить;
  • Мотивы и установка. Субъект должен понимать, зачем он запоминает данный материал, и хотеть этого добиться;
  • Осмысливание запоминания. Позволяет субъекту воспроизводить информацию не дословно, а своими словами.

Для концентрации внимания школьника и наиболее эффективного запоминания информации его необходимо вовлечь в работу. Эффективной формы организации обучения ребенка является игра. Она помогает научить детей думать, ставить цель и достигать ее, развить их способности, привить стремление к успеху.

Изучение памяти представляет собой сложную и важную задачу современной психологии и педагогики, так как она оказывает непосредственное влияние на учебную деятельность человека. Она неразрывно связана с мозговой активностью и является обязательным условием для приобретения новых знаний и навыков.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Сергеевна Исаева

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис