Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь мнемических способностей и понятийного мышления у младших школьников

Определение 1

Мнемические способности — это средства запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Они представляют собой одну из составляющих памяти.

Особенности понятийного мышления у детей младшего школьного возраста

Особенность развития детей в младшем школьном возрасте заключается в переходе познавательных процессов на более высокий уровень. В это время происходит качественное изменение, перестройка всех сфер личности ребенка. Начало этот процесс берет с интеллектуальной сферы, в первую очередь, с мышления. В своем становлении оно проходит через 2 этапа: допонятийное и понятийное.

Для допонятийного мышления характерен эгоцентризм, неспособность увидеть происходящее и себя со стороны. Формирование понятийного мышления начинается с шести-семи лет, развиваясь пока ребенок учится в школе.

Для новорожденного не присуще развитое понятийное мышление, также оно не способно созревать само по себе при взрослении. Эту тему широко исследовал Л.С. Выготский, который считал, что понятийное мышление развивается при обучении, когда детям приходится овладевать научными понятиями (обучение в начальной школе).

Самым благоприятным возрастом для формирования мышления считается младший школьный возраст. Если ребенок не овладевает понятийным мышлением в начальной школе, то у него может закрепляться имеющаяся допонятийная форма, при этом время, когда еще возможно развитие, уходит. В качестве результирующего эффекта может выступать торможение (иногда разрушение) интеллектуальных новообразований неустойчивого характера.

Мнемические способности

В науке обобщаются факты психологии памяти, которые в первую очередь относятся к характеристике индивидуального своеобразия процессов запоминания, сохранения и воспроизведения. Они представляют собой мнемические способности, определяемые в качестве свойств функциональных систем и инструмента функции запоминания, сохранения и воспроизведения.

«Взаимосвязь мнемических способностей и понятийного мышления у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Свойства мнемических способностей обладают индивидуальной мерой выраженности, которая проявляется в успешности и качественном своеобразии выполнения определенных действий.

Для мнемических способностей характерна функциональная и операционная основа, система механизмов которых динамична, а ее развитие определяет уровень развития элементов, степень их взаимодействия, разнообразие операционных механизмов.

Ученые выделили операционные механизмы (мнемические приемы), которые включают:

  • группировку,
  • опорные пункты,
  • классификацию (мнемический план),
  • структурирование, систематизацию и схематизацию,
  • аналогии и повторение,
  • мнемотехнические приемы,
  • перекодирование,
  • достраивание и др.

Формирование операционных механизмов происходит в рамках тех или иных видов научения. Все приемы могут представлять собой операционные механизмы мнемических способностей. Если они будут отличаться большим разнообразием, то память человека будет более эффективна.

Один из операционных механизмов мнемических способностей представлен определенным способом обработки информации, названным структурирование. Перекодирование является объединением отдельных более мелких структурных единиц в более крупные (например, буквы в слова). Единицы, которые образуются в этом процессе, называют структурными.

Советская психология рассматривала аналогичные единицы, которыми оперирует испытуемое лицо при осуществлении перцептивной и мнемической деятельности, в качестве «оперативных единиц».

Шадриков В. Д. определил структурирование в качестве процесса установки взаимного расположения элементов одного целого, определения внутренней структуры запоминаемого. Данный процесс включает выделение структурной единицы и установление связей между несколькими структурными единицами. В итоге происходит создание целостной системы, строение которой уже известно.

Связь мнемических способностей и понятийного мышления

Необходимым условием формирования опосредованного мнемического действия ученые считают сформированность соответствующего понятийного мышления (мыслительного действия). Иначе говоря, в качестве необходимого условия превращения процессов понимания, мышления в логические приемы произвольного запоминания выступает их доведение до умственных навыков (умений).

А. А. Смирновым и П. И. Зинченко были выдвинуты предположения о том, что обучение любому мнемическому приему должно включать 2 стадии. Вначале младшие школьники овладевают мыслительными операциями как самостоятельным действием, а потом как приемами (средствами) запоминания.

Проблема развития мнемических способностей и их связи с понятийным мышлением считается важной. Известно, что от дошкольного возраста до разных периодов школьного обучения ребенка происходит усложнение структуры его мнемической деятельности.

Замечание 1

Запоминание (как непосредственное, так и непроизвольное) перерастает в сложную деятельность, которую ребенок регулирует сознательно. Она все больше опирается на сложные способы логической переработки запоминаемой информации.

Развитие операционных механизмов является важнейшим условием успешности произвольной регуляции мнемических действий. Отличительная особенность мнемических способностей младшего школьного возраста состоит в перцептивно-представленческом уровне мнемических действий.

Запоминание осуществляется через мнемические приемы, доступные для этого уровня отражения действительности. Приемы включают:

  • группировку,
  • перекодирование,
  • опорные пункты,
  • ассоциации,
  • повторение, которое занимает центральное место.

Более сложные приемы (например, систематизация, аналогия, структурирование, схематизация, классификация), которые требуют оперирования содержанием материала, не используются пока младшими школьниками в их мнемической деятельности.

Осмысленное усвоение и запоминание уже вполне доступны младшим школьникам, но для них необходима целенаправленная работа педагога в области формирования навыков работы с материалом с целью более полного и долговременного сохранения в памяти.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot