Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль психолога в профилактике профессиональной деформации личности сотрудников ОВД

Все предметы / Психология / Роль психолога в профилактике профессиональной деформации личности сотрудников ОВД
Определение 1

Профессиональная деформация — это трансформация познавательных процессов и психологическая дезориентация личности, происходящие ввиду перманентного прессинга внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящие к формированию специфически-профессионального типа личности.

Понятие профессиональной деформации личности

Первоначально психологи объясняли профессиональную деформацию распространением профессиональных стереотипов, выработанных человеком, на другие области его жизни (например, общение и поведение вне профессии).

Первый раз категория «профессиональная деформация» была использована П. Сорокиным, который обозначал с ее помощью отрицательное воздействие профессиональной деятельности на людей. Сущность профессиональной деформации рассматривалась в трудах таких исследователей, как С. Г. Геллерштейн, Е. И. Рогов, Э. Ф Зеер, А. К. Маркова, С. П. Безносов и др.

Ученые подразделили эту категорию на несколько групп:

  • Профессиональная деформация личности,
  • Профессиональная деформация деятельности,
  • Профессиональная деформация трудового поведения.

Для того чтобы обозначать отрицательные изменения в профессиональной деятельности, наряду с термином «профессиональная деформация», используется также понятие «профессиональная деструкция».

Факторы профессиональной деформации личности сотрудников ОВД

Профессиональной деформации личности сотрудников ОВД способствуют определенные группы факторов. Первые из них связаны с аспектами работы органов правопорядка, ко вторым относятся факторы личностного свойства, в число третьих включены факторы, имеющие социально-психологический характер.

В состав факторов, связанных с особенностями деятельности правоохранительных органов, входят:

  • Детальное правовое регламентирование работы сотрудников ОВД;
  • Властные полномочия в отношении граждан;
  • Гипертрофированная корпоративность работы;
  • Высокая степень ответственности за результат работы;
  • Отсутствие стабильного графика работы;
  • Наличие психических и физических перегрузок;
  • Экстремальность работы;
  • Необходимость контактировать с правонарушителями, что приводит к усвоению элементов криминальной субкультуры;
  • Низкая степень оперативно-технической оснащенности служб и подразделений ОВД.

Готовые работы на аналогичную тему

Вторая группа факторов отражает особенности сотрудников ОВД. В нее входят: высокий уровень притязаний работника, не соответствующий его возможностям; низкая профессиональная пригодность к работе в ОВД по психологическим качествам (например, темперамент, уровень мотивации к деятельности, наличие профессиональных установок); разочарование в работе; неуверенность в необходимости данной профессии.

К факторам социально-психологического характера относятся: грубый стиль руководства; конфликтные столкновения между сотрудниками; различные типы психологического насилия в коллективе; неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне работы (например, семьи, друзей и пр.); негативное освещение работы правоохранительных органов в СМИ.

Роль психолога в профилактике профессиональной деформации личности сотрудников ОВД

Роль психолога в работе с сотрудниками ОВД состоит в определении и коррекции нарушений в профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах с одновременным затрагиванием сферы профессиональных действий

Профессиональная деформация личности сотрудников ОВД бывает трех уровней: начального, среднего и глубинного. Эти уровни разным образом влияют на эффективность служебной деятельности.

Для начального уровня характерны незначительные, извне малозаметные, изменения в личности. В этом случае психологу приходится проще всего. Иногда даже его помощь может не понадобиться, так как сотрудники овладевают профессиональной деятельностью и формируют собственный стиль ее выполнения. Здесь еще нельзя говорить о попадании в фатальную зависимость от службы.

На начальном уровне профессиональная деформация не способна оказывать существенного негативного воздействия на эффективность служебной деятельности. Иногда она даже может содействовать решению конкретных оперативных и служебных задач, что происходит благодаря психологической защите, которая представляет собой снижение остроты восприятия отрицательных и травмирующих факторов профессиональной деятельности.

Среднему уровню деформации присущи существенные количественно-качественные изменения личности. У сотрудника ОВД заостряются или становятся чрезмерно выраженными профессионально важные качества, происходит их последующая трансформация в противоположность. Например, характерная для полицейского внимательность становится подозрительностью, уверенность меняется на самоуверенность, самообладание и спокойствие переходят в равнодушие и т. д.

Здесь психологу необходимо работать над отдельными психологическими чертами, которые субъективно оцениваются в качестве второстепенных, а то и лишних. Они подавляются человеком, а в дальнейшем могут и вовсе атрофироваться. Так, сотрудник может потерять убежденность в законопослушности граждан, эффективности борьбы с правонарушителями. Он перестает проявлять в деятельности такие важные чувства, как сопереживание, понимание, желание и готовность прийти на помощь.

На глубинном уровне деформация поражает всю личность, попадающую в полную зависимость от профессиональной сферы. Работник может начать оценивать себя в качестве непревзойденного профессионала, относится снисходительно и пренебрежительно к мнению, которое не совпадает с его собственным. Он может болезненно реагировать на критику и контроль своей деятельности.

Роль психолога на этой стадии состоит в повышении эффективности служебной деятельности, поскольку если не работать с деформациями на этом уровне, то даже в случае общего благополучия возникнут серьезные срывы и неудачи, которые связаны с ослаблением внутреннего контроля и самоуверенностью.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис