Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации

Все предметы / Психология / Особенности самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации
Определение 1

Аффилиация — это стремление индивида устанавливать близкие отношения с другими людьми и принимать участие в совместных действиях.

Особенности аффилиации у подростков

Цель потребности в общении может быть разной. Человек может хотеть достичь близких отношений или использовать собеседника в своих целях. Общение считается важнейшей социальной потребностью, которая в свете межличностных и общественных отношений диктуется совместной жизнедеятельностью. Это сугубо человеческая потребность, построенная на фундаментальной основе стремления индивида к сообществу и сотрудничеству.

Потребность в общении обладает единой природой. Это происходит вне зависимости от того, каков возраст партнера. Самое главное здесь - это узнавание и оценка самого себя через другого и с его помощью. Благодаря общению создаются отличные возможности, позволяющие отражать любые свои качества и качества друг друга. В качестве предмета общения выступает другой человек. Он становится субъектом и в процессе коммуникации на нем концентрируется вся психическая активность партнера.

Подростковый возраст является сложным периодом для организации и реализации межличностного общения. С одной стороны, дети, как и раньше, нуждаются в сверстниках, желая быть как все. С другой стороны, они пытаются отстоять собственную уникальность, занимая отдельную позицию в среде сверстников.

Подростки желают общаться, и эта потребность становится ведущей в данном возрастном периоде. Совсем другое, насколько они стремятся к этому общению, пытаются его реализовать, испытывают ли они страх быть непринятыми.

Реализуя потребность в общении, важней всего — установить психический контакт между общающимися. По этой причине потребность в общении не считается врожденной, она формируется только в рамках совместной деятельности.

Основа потребности в общении представлена мотивом аффилиации, в основе которой находится стремление к людям. Именно внутренняя потребность подростка в эмоциональном и доверительном контакте становится движущей силой общения.

Самоотношение подростков в зависимости от степени аффилиации

Готовые работы на аналогичную тему

Мотив аффилиации в самоотношении подростков включает 2 противоположные составляющие:

  • Стремление к людям;
  • Страх быть отвергнутым.

Стремление к людям отражается через действия подростка, которые направлены на формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми. Боязнь быть отвергнутым способна отгородить его от окружающих, заставляя держаться подальше от сверстников или взрослых. Данные тенденции поведения постоянно конкурируют между собой в подростковом возрасте, а степень их выраженности, как правило, варьирует.

Аффилиация в разных возрастах по-разному влияет на самоотношение. Если рассматривать старший подростковый возраст, то общение со сверстниками здесь представляет собой способ достижения признания личностной автономии в качестве важнейшего мотива. Подросток удовлетворяет эту потребность именно через группирование со сверстниками.

Во взаимоотношениях со сверстниками большое значение имеет наличие (отсутствие) взаимной помощи и эмоциональной поддержки в дружбе, степень легкости установления контакта, самооценка себя в качестве друга. По этой причине важную роль, особенно для старших подростков, играет мотив аффилиации.

У некоторых детей не возникает потребность в группировании, как слабо проявляется и сама потребность в общении. Такой подросток-одиночка ни с кем не общается ни в школе, ни вне ее стен, у них нет и близких друзей. Его самоотношение характеризуется тем, что он живет как бы сам по себе, нося проблемы собственного возраста в себе. Чаще всего у таких детей низкая самооценка, они чувствуют себя несчастными и никому не нужными.

Исследование особенностей самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации

Фрустрации потребности аффилиации способствует ранний неблагоприятный опыт общения с людьми, неудача в установке контакта. Эти последствия проявляются очень остро именно в подростковый период. Подростки пытаются компенсировать дефицит этой потребности с помощью других способов ее удовлетворения. Так, у некоторых из них возникает альтернатива, когда они стремятся к людям, проявляя агрессивность и властные тенденции.

Построение психологии общения в подростковом возрасте происходит на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление (приватизация); аффилиация, представляющая собой потребность в принадлежности, включенности в определенную общность (группу).

Особенности самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации будут разными в разных группах. Для их исследования необходимо рассматривать в группах влияние мотива аффилиации на потребности в общении.

Для анализа можно взять за основу несколько методик:

  • Методика «Потребность в общении» Ю. М. Орлова в модификации О. Б. Поляковой (позволяет выявить степень выраженности потребности подростка в общении);
  • Методика «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Маго-мед-Эминова (позволяет оценить мотивационные тенденции, которые соотносятся с потребностью аффилиации: стремление общаться с людьми и страх быть отвергнутым).

В ходе исследования можно получить интересные результаты. Так, диагностика по методу «Потребность в общении» Ю. М. Орлова способна показать высокую или низкую степень потребности в общении. Можно сделать вывод, что подростки с высоким желанием общаться предпочитают с другими людьми сотрудничать. Они стремятся к ним, активно ищут контакты, желают постоянно быть в окружении людей. Эта группа людей тяжело переносит ситуации, когда ограничиваются возможности для коммуникации. Им трудно действовать и просто быть в одиночестве, а также они сильно зависимы от мнения окружающих.

У тех детей, для которых присущ средний уровень развития потребности в общении, диагностируется менее выраженная и ситуационная потребность. Можно сказать, что они стремятся к другим людям, но их активность во взаимодействии напрямую зависит от различных факторов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис