Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности суверенности психологического пространства детей, воспитывающихся в многодетных семьях

Определение 1

Психологическое пространство человека — это субъективно значимый фрагмент бытия. Для личности он существенен и выделяется из всего богатства проявлений мира, определяя актуальную деятельность и стратегию жизни.

Понятие и особенности личного психологического пространства

Исследование психологического пространства детей, включая его трансформацию, открывает новые возможности изучения и корректирования социально-безразличного или асоциального поведения личности через аспект его обусловленности депривацией психологического пространства в детском возрасте.

Депривации суверенности психологического пространства личности способствуют замедлению процессов саморазвития, самообучения, социализации.

При рассмотрении вопросов психологического здоровья вопрос целостности «Я», ненарушенности личностных границ обладает высоким практическим и теоретическим значением.

Основные причины большей части нарушений психологического здоровья имеют в основе пространство внутрисемейных и межличностных отношений. Что касается многодетных семей, то здесь часто границы между поступками одного и поступками другого стираются по причине отсутствия суверенности личного пространства.

Неспособность установить верную психологическую дистанцию в отношении угрожающих явлений и отделиться от них — это основная черта психотической личности. Так, определенные динамические изменения в границах личности как интроекция или проекция, могут эпизодически встречаться даже у вполне здоровых и адаптированных людей.

Замечание 1

Личное пространство ребенка зависит от воздействия взрослых. Так, чем сильнее они вторгаются в его частную жизнь (читают дневники, обобществляют игрушки, не признают личную собственность на вещи), тем более резкой может быть ответная реакция (воровство, бегство из дома и др.).

«Особенности суверенности психологического пространства детей, воспитывающихся в многодетных семьях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Категорию «личное пространство» впервые предложил использовать Р. Соммер — основоположник науки проксемики, которая занимается изучением закономерностей пространственного размещения и человеческого поведения с позиции переживания субъективного комфорта.

Данную проблему также рассматривал Р. Баркер. Он принял ко вниманию результаты структурированного наблюдения и разработал теорию «места поведения». В соответствии с этой концепцией ребенок поступает по-разному в разных условиях, но дети склонны вести себя идентично на одной и той же территории, вне зависимости от наличия очевидных индивидуальных различий.

Современная отечественная психология использует несколько содержательно близких понятий. Так, Д. В. Ольшанский предложил использовать понятия «психологический образ жизни» и «субъективное пространство жизнедеятельности», а Н. Б. Шкопоров употребляет в своих работах категорию «психологическое пространство личности».

Следует обратить внимание и на концепцию бытийных пространств, которую развивали З. И. Рябикина и А. В. Бурмистрова. В своей теории они констатируют, что бытийное пространство в пределах обыденного сознания представлено понятием «личная жизнь», которая состоит из:

  • рода занятия и профессии,
  • семьи,
  • значимых других,
  • образовательного пространства,
  • мира вещей,
  • времени жизни.

Исследования личного психологического пространства в многодетных семьях

В процессе исследования различных форм взаимодействия детей и мира ученые предложили использовать понятие «психологическое пространство личности». Его рассматривают в качестве значимого фрагмента бытия, который способен определять актуальную деятельность и стратегию жизни субъекта. Пространство человек защищает доступными физическими и психологическими средствами.

Для психологического личного пространства характерно несколько основных свойств:

  • Ощущение пространства как присвоенного или созданного (по этой причине оно представляет для человека ценность);
  • Наличие возможности контролировать и защищать все то, что находится и возникает внутри пространства для реализации собственного чувства авторства;
  • Существование психологического пространства естественным образом, оно не рефлексируется без наличия проблемных ситуаций, «прозрачно» и практически не поддается позитивному описанию;
  • Сохранность границ в качестве важнейшей характеристики психологического пространства.

Ученые при исследовании суверенности личного пространства в различных семьях выделили эмпирически 6 его измерений: физическое тело, территория человека, личные вещи, друзья (круг общения), привычки и вкусы (ценности). Максимально важной здесь считается прочность границ психологического пространства, которая дает человеку переживания суверенности своего «Я», уверенность и безопасность, доверие к миру.

В многодетной семье психологическое пространство ребенка соотносится с базовыми проявлениями психического. Субъект переживает его как сохранное или нарушенное, выражая это чувством покоя или беспокойства. Это осознается вблизи собственных границ и не осознается в тех сферах, которые за последнее время не были подвержены изменениям. Суверенность пространства может быть выражена через поведение, направленное на объекты значимые для внутреннего мира ребенка.

Особенности суверенности в многодетных семьях

В многодетных семьях чаще всего длина психологической дистанции обладает симбиотическим характером, что дает возможность говорить о том, что в семье очень тесная связь. Иногда это отражает ощущение взаимозависимости, ведь в многодетных семьях дети и взрослые больше концентрируются на внутрисемейном пространстве. В большинстве таких семей ее членам хорошо друг с другом без внешнего вмешательства.

В семьях, где менее 3 детей психологическое пространство сжато и уплотнено. Одновременно с этим, при таком взаимодействии членов семьи, появляется возможность для движения и изменения условий данного пространства. С помощью оптимальной дистанции каждый член семьи способен переживать изменения собственной психической реальности в качестве результата воздействия и самовоздействия.

В многодетных семьях нет выраженной отчуждённости, которая представлена длинной психологической дистанцией. В таких семьях чаще всего нет отстранённости как среди членов семьи, так и в отношениях вне семьи, поэтому нельзя говорить об отсутствии некой общности.

Безусловно, на суверенность психологического пространства оказывают влияние большое число факторов, включая занятость родителей, их образование, возраст детей и их число, разницу в возрасте детей и родителей и др.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot