Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «академическая успеваемость» в психологии

Все предметы / Психология / Понятие «академическая успеваемость» в психологии
Определение 1

Академическая успеваемость – это степень совпадения реальных результатов учебной деятельности учащихся, с теми, что были запланированы в начале обучения.

Возрастные и групповые различия академической успеваемости

Исследования, которые были проведены английским ученым В.Б. Докреллом, показали, что все учащиеся подразделяются в зависимости от своих способностей на несколько уровней. Кроме того, особое значение имеет и социально-экономический статус учащегося. Чем выше статус учащегося, чем развитие у него врожденные способности, тем больше вероятность, что он будет более успешным в учебе, более развит вербально. Соответственно, чем ниже социально-экономический статус учащегося, чем ниже развиты его врожденные способности, тем хуже будет его вербальное развитие, и тем ниже у него будут успехи в обучении.

Позднее исследование влияния социально-экономических параметров на развитие интеллекта у учащихся были проведены в 1930 году Дж. Б. Маллером (г. Нью-Йорк). В ходе проведенного исследования было проведено сопоставление академической успеваемости и экономического статуса семьи учащегося. Как следствие была выявлена их прямая зависимость.

В конце 30-х голов Э. Торндайк значительно расширил предыдущие исследования. Им было организовано исследование, в ходе которого изучалась зависимость интеллектуального развития от экономического благополучия города. Результаты показали, что чем выше доход граждан, тем большую заботу они проявляют в получении образования.

Позже Р. Линн провел исследования, которые показали, что на уровень интеллектуального развития ребенка оказывает влияние уровень образования отца. А интеллект взрослого человека связан с уровнем его материального положения. Кроме того, было установлено, что более успешными становятся единственные дети в семье или первенцы.

Особого внимания заслуживают исследования, которые показали существующую взаимосвязь между количеством детей в семье и уровнем их интеллекта. Так, исследования продемонстрировали, что самый высокий уровень интеллекта у первого по рождению ребенка, далее уровень снижается и вновь повышается лишь с восьмого ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Большая часть исследовательских работ по изучению «академической успеваемости», посвящена изучению влияния когнитивного стиля на успешность обучения. Так, С. Бэл выявил положительную взаимосвязь между креативностью, поленезависимостью и академической успеваемостью.

Р. Розенстратен и А. Потайер установили, что в основном лица, имеющие высшее образование, являются поленезависимыми. Это связано с тем, что поленезависимость оказывает положительное влияние на стиль мышления и восприятия.

Основные особенности академической успеваемости поленезависимых учащихся:

  1. Использование небольшого количества слов в ходе конспектирования, употребление простых предложений и сокращенных слов, перефразирований, синонимов, индивидуальная переработка поступающей информации.
  2. В процессе ведении конспектов, записей и т.д. использование графического структурирования текста, посредством смены шрифта, подчеркиваний, цвета и т.д.
  3. Умение быстро усваивает поступающую информацию и переводить ее на «свой» язык.

Сущность академической успеваемости в психологии

Помимо исследований академической успеваемости и ее взаимосвязи с различными параметрами личности и окружающего социума, ученые занимаются изучением возможности предсказания академической успеваемости на достоверном уровне. Особенно этот вопрос актуален для экономически развитых стран, которые вкладывают значительные ресурсы в обучение и развитие своих граждан.

В ряде исследований, академическая успеваемость, рассматривается как средний балл учащегося за весь период его обучения. Однако, ряд авторов считают, что средний балл является несовершенной единицей измерения. Обусловлено это инфляцией оценок. Так, одна и та же оценка может быть поставлены за один и тот же уровень освоения предмета, но на разных ступенях обучения. В этой связи необходимо исследовать средний балл в ходе исследования различных студенческих выборок, при установлении четких границ оценок.

В последующем, несмотря на все явные и скрытые недостатки, средний балл стал рассматриваться как значимая, устойчивая и надежная шкала уровня интеллекта.

В настоящее время средний балл как шкала используется при исследовании:

  • уровня интеллекта;
  • эффективность профессиональной деятельности;
  • профессионального престижа и статуса.
Замечание 1

Таким образом, несмотря на все проблемы, которые имеются в использовании среднего балла, он вполне успешно применяется в качестве показателя академической успеваемости в ряде психологических исследований.

Психологические предикторы академической успеваемости

Предикторы академических достижений традиционно выстраиваются в континууме от когнитивных (способности, интеллект) до не когнитивных (личностные черты, личностный потенциал, мотивация) факторов.

Традиционно одним из основных факторов успешности обучения в учебных заведениях разного уровня, являются следующие когнитивные факторы: умственные способности и интеллект.

Взаимосвязь между уровнем психометрического интеллекта и академическими достижениями на протяжении ХХ века была многократно доказана на разных типах выборок и в разных странах. Это связано с тем, чтобы использованы тесты психометрического интеллекта, специально разработанные для определения и оценки успешности обучения в разных видах учебных заведений (школа, колледж, ВУЗ и т.д.).

Однако тенденция последних лет показывает важность изучения и так называемых не когнитивных факторов академических достижений. Недавние исследования показывают, что во многих случаях важным для успешного обучения оказываются не только когнитивные способности и уровень интеллекта, но и личностные особенности, отвечающие за их успешное использование.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Kristina Александровна Papoyan

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис