Подростковый возраст — это период перехода от детства к взрослости. В это время происходит перестройка физиологических и психологических процессов и активное формирование взглядов и убеждений. Данный возраст считается трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст обозначен рамками от 10-11 до 15 лет. Этот период часто называют переходным возрастом, поскольку в его течение наблюдается своеобразный переход от детского к взрослому состоянию (незрелость переходит в зрелость). В этом смысле подростки еще дети, но уже проявляют многие качества взрослых людей. Детство уходит, а зрелость еще не наступила.
Переход от периода детства к взрослости осуществляется на основе изменения всех аспектов развития подростка, включая анатомо-физиологическую форму, интеллектуальное и нравственное развитие. Изменениям подвергается учебная, трудовая и игровая деятельность ребенка.
В подростковый период серьезно меняются условия жизни и деятельности школьника. Это ведет к перестройке психики, ломке старых и сформированных форм взаимоотношений с людьми. У детей существенно изменяется общественная позиция и положение в коллективе. Они начинают играть существенную роль в школе и семье. Это связано с тем, что к подростку предъявляются более серьезные требования со стороны взрослых людей.
Возрастные особенности развития
В подростковый период происходит значимая перестройка всего организма. Это отражается на некоторых психологических особенностях. Эта стадия бурного, но неравномерного физического развития. Она характеризуется усиленным ростом тела, совершенствованием мускульного аппарата, интенсивным окостенением скелета.
У подростка наблюдается резкий рост тела в длину. У девочек максимальный прирост, как правило, приходится на 12-13 лет, а у мальчиков — на 14-15 лет. Особенно быстро происходит рост скелета и конечностей в длину, при этом грудная клетка и таз могут отставать в развитии. Из-за этого часто возникает впечатление угловатости и нескладности детей этого возраста, что вызывает психологические проявления (стеснение, попытки сгладить свою нескладность, принятие неестественных и вычурных поз).
Общая характеристика подросткового возраста отражена возрастным несоответствием развития сердечнососудистой системы. В этот период сердце существенно увеличивается в объеме. Оно становится более сильным и начинает работать более мощно. Диаметр кровеносных сосудов при этом отстает в развитии, что приводит к временным расстройствам кровообращения, увеличению кровяного давления, напряжению деятельности сердца.
Перечисленные особенности развития сердечнососудистой системы, как и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции, ведут к некоторым нарушениям в деятельности нервной системы, которые проходят по завершению подросткового возраста. У ребенка можно наблюдать следующие признаки:
- Высокая возбудимость;
- Раздражительность и вспыльчивость;
- Склонность к бурным и резким реакциям (аффектам).
Нервная система в подростковом возрасте не способна еще выдерживать сильные или долгие монотонные раздражители. При их воздействии она часто переходит в состояние торможения или, напротив, в состояние сильного возбуждения. Например, при наличии многочисленных впечатлений или сильной нервной встряски, неожиданной радости или огорчении, часть подростков становится вялыми и безучастными, рассеянными. Другие же проявляют при этом раздражительность, нервозность, склонность к нарушению дисциплины.
Половое созревание и образ «Я» подростка
Самой важной характеристикой физического развития подростков становится половое созревание, когда начинают функционировать половые железы. Время начала полового созревания, как правило, обусловлено национально-этнографическими и климатическими факторами, а также особенностями индивидуальной жизни (состоянием здоровья, перенесенными болезнями, режимом питания, труда и отдыха, окружающей обстановкой и т.д.). Начало полового созревания мальчиков в среднем относится к возрасту 12-13 лет, девочек — 11-12 лет.
В этот период у подростка появляется половое влечение и соответствующие мысли (чувства, переживания). Это связано с интересом к противоположному полу, к содержанию книг и фильмов. В этой ситуации очень важно соблюдать правильный распорядок жизни, строгий режим сна, труда, отдыха и питания. Для ребенка большое значение имеют регулярные занятия физкультурой и спортом. Важно переключать его внимание, направляя на другую, занимательную для него деятельность.
У мальчиков в подростковом возрасте происходит изменение голоса, причем у некоторых резко снижается его тембр, временами срывающийся на высокие ноты. Многими детьми эта ситуация переживается весьма болезненно. У других же изменение голоса осуществляется медленно, при этом постепенные сдвиги они практически не ощущают.
В подростковый период резко растет интерес к своей внешности, поскольку формируется новый образ физического «Я». По причине его гипертрофированной значимости подросток остро переживает любые изъяны внешности, которые могут быть действительными и мнимыми. К чувству неполноценности и неврозам приводит непропорциональность частей тела, неловкие движения, неправильные черты лица, лишний вес (худоба), а также кожа, которая теряет детскую чистоту.
На образ физического «Я», включая самосознание в целом, влияет темп полового созревания. Подростки с поздним созреванием оказываются в менее выгодном положении, при этом акселерация способна создавать более благоприятные возможности для личностного развития.
Девочки, которые характеризуются ранним физическим развитием, как правило, более уверены в себе и держатся спокойно. Для мальчиков сроки созревания особенно важны. Физически более развитые подростки сильнее, успешнее в спорте и прочих видах деятельности. Они проявляют большую уверенность в отношениях со сверстницами, вызывая отношение к себе как к более взрослому.
Напротив, к мальчикам с поздним созреванием часто относятся как к детям. Это ведет к их протесту или раздражению. Такие дети менее популярны среди сверстников, поэтому становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаясь тем самым привлечь к себе внимание. Они начинают вести себя неестественно, что способствует формированию низкой самооценки и появлению чувства отверженности.