Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности формирования самоотношения у подростков

Определение 1

Самоотношение — это главный фактор становления и развития личности, создающий основные предпосылки для формирования таких показателей, как саморегуляция, самоактуализация и саморазвитие.

Понятие самоотношения

До настоящего времени ни в отечественной, ни в зарубежной психологической литературе не сложилось единого понятия концепта «самоотношение». При отсутствии принятого всеми определения в рамках психологии все же был обозначен более или менее устоявшийся взгляд на онтологический статус этой категории.

Самоотношение — это понятие, используемое для обозначения специфики отношения личности к своему собственному «Я». В состав самоотношения включены:

  • самооценка,
  • симпатии,
  • принятие себя,
  • любовь к себе,
  • самооуважение,
  • чувство расположения,
  • самоуверенность,
  • самоунижение,
  • самообвинение,
  • недовольство собой и др.

В современном мире существует множество проблем социального и психологического характера, из-за чего личность подростка находится в экстремальных условиях. В этой ситуации социальные и экономические сложности, по аналогии с проблемами в общении с окружающими, трудностями в учебе, замкнутостью и апатией, способны накладывать отпечаток на психику.

Лучше всего адаптироваться в окружающем мире может подрастающий ребенок с нормальной самооценкой.

Через самооценку фиксируется результат познания себя, при этом всякая самооценка представляет собой единство рационального и эмоционального компонента. Во втором из них самооценка способна выражать переживание того, что подростки узнают в отношении себя.

Вместе с развитием самопознания развивается и самоотношение. У подростка можно наблюдать своеобразное сочетание конкретной, частной и общей самооценки. Все они являются положительными, при этом отрицательная частная самооценка быстро приобретает глобальный характер.

Чаще всего самооценка может колебаться между крайними полюсами (либо всё, либо ничего, без наличия середины). Если успешность в определенном деле будет отклоняться от некоторого стандарта, который выбрал сам подросток, то произойдет ее мгновенное разрушение.

«Психологические особенности формирования самоотношения у подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Подростки всегда чувствительны к внешней оценке, для них важна обратная связь. Психологи отметили также их склонность к своеобразной театрализации жизни. Они как будто находятся на сцене, представляя, как выглядят со стороны.

Структура самоотношения личности

Личность представляет собой системное образование, которое не только имеет определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к окружению, но и которое особенным образом относится к себе самому. Она характеризуется образованием подструктуры самоотношения.

Выделение самоотношения в качестве самостоятельного объекта психологического анализа часто происходит через разграничение в едином процессе самосознания 2 сторон:

  • процесс получения знаний о себе (и самих этих знаний),
  • процесс самоотношения (устойчивое самоотношение в качестве стабильной характеристики субъекта).

Это разграничение в некоторой мере представляется как научная абстракция, поскольку разграничить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности очень сложно.

Особенности самооценки как компонента самоотношения у подростков

По теории рекапитуляции (Ст. Холл) считается, что подростковый этап в развитии личности должен соответствовать эпохе романтизма в истории человечества. Он представляет собой промежуточную стадию между детством (эпоха охоты и собирательства) и взрослым состоянием (развитие цивилизации).

По теории Ст. Холла данный период способен воспроизвести эпоху хаоса, когда происходит столкновение животных, антропоидных, полуварварских тенденций с требованиями социальной жизни. Представления ученого о «бунтующем» отрочестве, которое насыщено стрессами и конфликтами и где доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, прочно входит в психологию.

Выготский подходил к подростковому периоду также как к историческому образованию. П. П. Блонский считал, что некоторые аспекты протекания и длительности подросткового возраста существенно варьируются в соответствии с уровнем общественного развития.

Замечание 1

По концепции Л. С. Выготского подростковый возраст является самым неустойчивым и изменчивым периодом, отсутствующим у дикарей и у цивилизованных людей при наступлении неблагоприятных условий. Он обладает тенденцией к некоторому сокращению, формируя еле приметную полоску между началом полового созревания и окончательной зрелостью.

С помощью возрастных категорий всегда обозначается не только возраст и уровень биологического развития, но и положение в обществе, и социальный статус человека. В настоящее время подростковый (отроческий) период представляет собой возрастной промежуток с 11 до 15 (16) лет.

Выготский рассматривал переходный возраст с позиции двух рядов процессов:

  • Натуральный ряд, составляющий процессы биологического созревания организма, в том числе половое созревание;
  • Социальный ряд, включающий процесс воспитания и обучения, социализации в широком понимании.

Эти направления всегда взаимосвязаны, но не синхронизированы между собой. Во-первых, разными считаются темпы физического и психического развития. Во-вторых, есть большие внутренние диспропорции, то есть отдельные биологические системы организма способны созревать в разное время. В-третьих, социальное возмужание по времени не всегда тождественно физическому.

В широком понимании переходный возраст ученые всегда считали критическим. Различные психические качества меняются по-разному. Некоторые из них меняются довольно быстро, есть такие, которые остаются относительно прежними в течение всей жизни.

Важное значение в общем процессе становления человека в качестве личности имеет подростковый возраст. На основе качественно нового характера, структуры и состава действий человека, в нем закладываются основы сознательного поведения. На этом же этапе происходит вырисовывание общей направленности в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot