Подростки с умственной отсталостью — это тинэйджеры, которые имеют больше проблем общения, чем их сверстники, имеющие нормальное психическое развитие. Это обусловлено тем, что все сложности подросткового возраста у них усугублены отклонениями в психическом развитии.
Сущность нормативного и отклоняющегося психического развития
Нормы психического развития классифицируются на:
- функциональные,
- индивидуальные,
- социальные,
- групповые.
Норма представляет собой нечто среднее, то, что устоялось, не выделяется из общей массы, наиболее адаптировано к окружающей среде. Аномалии (дефекты) психического развития проявляются в несоответствии показателям, которые характеризуют нормальную психическую деятельность. Их определяют в качестве нарушения целостности личности человека, включая его связи и отношения с обществом.
Развитие личности — это необратимый процесс изменения способов ее взаимодействия с окружающей средой. Оно охватывает все уровни психики и сознания, представляя собой способность интегрирования и обобщения жизненного опыта.
Развитие является процессом, продолжающимся всю жизнь. Он предполагает стремление к определенной цели с накоплением позитивных новообразований. Основная задача развития представлена требованиями, с которыми индивиду необходимо справиться на некотором жизненном отрезке.
Возрастной психологией рассматривается нормативное развитие в качестве набора статистически определяемых количественных показателей, которые характеризуют срез психического развития в конкретные возрастные моменты.
Отклоняющееся развитие представляет собой любое отклонение отдельной функции или их системы от программы развития (может быть как со знаком плюс, так и минус, то есть идти на опережение или запаздывать).
Отклоняющееся развитие, которое разворачивается в неблагоприятных условиях, сформированных физическими или психическими дефектами, является стойким изменением параметров деятельности психики и темпов её возрастной динамики. Все это достоверно отличается от средних возрастных значений.
Особенности подростков с умственной отсталостью
Исследователи определяют аномальными подростков, для которых характерны с трудности в социальном функционировании, вытекающие из дефицита (недостаточности) определенного органа, его функций и процессов со специфическими особенностями. Для них характерны трудности в познании окружающего мира, в общении с окружающими, а также специфические особенности формирования личности.
Сегодня об отклонении в развитии говорят при возникновении несоответствия возможностей конкретного лица общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормам успешности или установленным общественным нормам поведения и общения.
Ученые выявили, что степень зрелости отдельных функциональных систем на соответствующих возрастных этапах существенно отличается, при этом каждая функциональная система обладает собственной программой развития, хотя мозг работает в качестве единого целого.
Умственная отсталость (олигофрения, слабоумие) представляет собой стойкую необратимую недоразвитость психической (интеллектуальной) деятельности, которая выражена снижением познавательной деятельности. Последняя связана с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга, органическим поражением ЦНС.
Использование термина «олигофрения» впервые предложил немецкий психиатр Э. Крепелин для того, чтобы обозначить группы аномалий развития, разнородные по этиологии и клинической симптоматике, но объединенные тотальным психическим недоразвитием.
Умственную отсталость не считают самостоятельным диагнозом, она представляет собой характеристику степени развития личности, которая чаще всего сопровождает психиатрический диагноз. Причина может заключаться в различных факторах экзогенного и эндогенного характера (генные, хромосомные аномалии, неблагоприятные для протекания беременности факторы, поражения или повреждения мозга в первые месяцы жизни), которые вызывают органическое поражение головного мозга. Также это может быть недостаточная психическая стимуляция по причине бедной сенсорной среды или отсутствия заботы родителей в первые годы.
Что касается умственной отсталости подростков, то ее всегда сопровождает недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.
Олигофрения (синдром врожденного психического дефекта) отличается от приобретённого слабоумия наличием деменций, которые предполагают состояние интеллекта ниже нормального уровня. Последний должен соответствовать возрасту. В случае с олигофренией интеллект взрослого человека (физически здорового) в своем развитии так и не способен достичь нормального уровня.
Теория Выготского
Идея о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка была впервые высказана отечественным психологом и врачом Г.Я. Трошиным. Впоследствии ее четкую формулировку и обоснование дал Л.С. Выготский. Концепция установила взаимосвязь между нормальным и аномальным развитием, объединяя их, а не возводя между ними преграды.
Выготским была создана концепция развития психики умственно отсталых детей. Он рассматривал развитие в качестве единого процесса, в котором каждая последующая стадия развития зависит от предыдущей, а каждый последующий способ реагирования зависит от того, который был достигнут раннее.
Высшие психические функции по Выготскому представляют собой продукт культурного развития, а не биологического созревания. Первое возможно, но ограничено признаками умственной отсталости, включая плохую восприимчивость подростка ко всему новому и его недостаточную активность.
Важнейший вывод теории состоит в том, что умственно отсталый подросток принципиально способен к культурному и коммуникативному развитию. Он может принципиально выработать в себе высшие психические функции. При этом фактически ребенок оказывается культурно недоразвит и лишается этих высших функций.