Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психические процессы у детей с ЗПР

Что такое психические процессы и познавательная длительность

Определение 1

Под термином познавательная деятельность понимают сознательные действия, которые направлены на изучение окружающего мира с помощью восприятия, внимания, мышления, памяти и речи, то есть с помощью психических процессов личности.

Под умственным развитием понимают новые качества ума и психики, которые проходят развитие от более примитивных к более сложным по линии произвольности и в результате осознанного процесса.

Проблеме развития психических процессов у детей с ЗПР посвящено достаточно большое количество работ. Этой проблемой занимались такие ученые как В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер. Все ученые схожи во мнении что классификация нарушений у детей с ЗПР сводится к нарушениям в сферах:

Замечание 1

Психологи расценивают ЗПР как медленное (по сравнению с нормальным) развитие психики ребенка, проявляющиеся низким запасом знаний об окружающем мире, несформированным мышлением, быстрым утомлением от мозговой деятельности.

Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР

Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР выражаются в недостаточности развития познавательных процессов. У детей с подобным диагнозом страдает формирование речевой функции. Дети неправильно произносят звуки, у них скудный активный вокабуляр, страдает грамматический строй языка. Кроме того, дети с ЗПР достаточно трудно воспринимают речь. Страдает понимание лексики, грамматики, они плохо воспринимают на слух фонемы. В связи с этим детям с ЗПР достаточно сложно обучиться чтению и письму. Исследования доказали, что речевая функция оказывает большое влияние на уровень интеллектуальное развитие. Так как дети с ЗПР не могут овладеть речевой функцией их уровень интеллектуального развития весьма низок.

«Психические процессы у детей с ЗПР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существует три основные когнитивные предпосылки для формирования речевой функции:

  • уровень интеллекта ребенка имеет взаимосвязь с структурой семантического поля
  • уровень мыслительной деятельности находит отражение на уровне языковой компетентности
  • речевая деятельность взаимосвязана с процессами познавательной деятельности

Особенности внимания у детей с ЗПР

Внимание у детей с ЗПР является неустойчивым, поэтому работоспособность этих детей распределена не равномерно. Дети испытывают трудности с концентрацией и удержанием внимания. Действия детей часто носят импульсивный характер, они отвлекаются чаще здоровых детей. С другой стороны, могут встречаться и случаи заторможенности, в таком случае ребенку трудно переключаться на другой вид деятельности.

У детей часто присутствует «синдром дефицита внимания». Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на каком-то одном действии, постоянно отвлекается или переносит свое внимание с одного предмета на другой слишком быстро, в итоге чего не может сосредоточится ни на чем конкретном.

Особенности мышления у детей с ЗПР

У детей с ЗПР особенно заметно сильное отставание в мыслительной сфере. У этих детей плохо развито образное мышление, а также словесно – логическое мышление. Дети не могут обобщать материал, анализировать и синтезировать информацию. Детям с ЗПР трудно выделять мелкие части из целого и наоборот составлять из более мелких элементов целое понятие. У детей достаточно плохо развито творческое мышление, им трудно продуцировать новые образы.

Особенности восприятия у детей с ЗПР

Восприятие у детей с ЗПР является:

  • поверхностным
  • фрагментарным
  • ограниченным

Они не концентрируют свое внимание на важных аспектах, часто упускают ключевую информацию. У детей с этим диагнозом плохо развиты аналитические связи, то есть слуховое и зрительное восприятие нарушено. Из-за этого так ж страдает и пространственное временное восприятие.

Уровень исследовательской деятельности снижен, дети не проявляют интереса к деятельности или предмету, не способны исследовать, свойства предмета выясняют практическим способом.

Детям с ЗПР достаточно проблематично выделить структуру предмета и его основные элементы, место положение предмета в пространстве, они не фокусируют своего внимания на мелких элементах.

Замечание 2

Так как ребёнок испытывает трудности в восприятии предметов и явлений, он имеет и трудности в обучении.

Иными словами, ребёнок не обращает внимания на существенные вещи которые находятся в окружающей его действительности. Ребенок не концентрируется на том, что объясняет педагог, он не обращает внимания на наглядные пособия, схемы, картинки, таблички.

Еще одной важной особенностью детей с ЗПР является из медленное выпирание поступающей из вне информации. Информация перерабатывается достаточно медленно, что и вызывает трудности в обучении. Для ребенка с ЗПР характерны пропуски важной информации, то есть ребенок по просто «не видит» ключевой информации. Следовательно, дети с ЗПР за одно и тоже время способны воспринять значительно меньший объем информации по сравнению с обычными детьми.

Особенности памяти у детей с ЗПР

Развитие памяти у детей с ЗПР тоже отличаются от развития памяти обычных детей. В первую очередь следует отметить что объем памяти у детей с ЗПР значительно меньше, чем у здоровых детей. У детей с этим диагнозом крайне занижено запоминание информации: при воспроизведении новой информации дети часто совершают ошибки, информация быстро забывается.

Произвольная память развита очень плохо: ребенку требуется много времени для того чтобы запомнить информацию, запомненная информация хранится в памяти короткий промежуток времени, полученная информация трудно воспринимается.

Дети с ЗПР не умеют правильно использовать полученные знания. Это связано с тем, что любая произвольная деятельность развита достаточно плохо. Больной ребенок не может действовать целенаправленно, у него крайне плохо развит самоконтроль.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot