Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности личности у детей с задержкой психического развития

Все предметы / Психология / Особенности личности у детей с задержкой психического развития
Определение 1

Задержка психического развития — это нарушение, которое, прежде всего, проявляется в замедленном темпе психического развития ребенка, что выражается в ограниченности представлений ребенка об окружающем мире, незрелости процесса мышления, недостаточной активности интеллектуальной деятельности. Ребенок с задержкой психического развития быстро утомляется, имеет преимущественно игровые интересы.

Сущность и проявления ЗПР (задержки психического развития)

Задержка психического развития представляет собой сложное полиморфное нарушение. Когда оно происходит, то начинают страдать различные составляющие психической и физической деятельности. У ребенка с задержкой развития можно увидеть различные этиопатогенетические варианты, для которых характерна низкая степень психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания, связанный с гиперактивностью ( незрелость подкорковых структур), вегетативную лабильность.

Категория «задержка психического развития» используется для характеристики отклонений, характерных для познавательной сферы педагогически запущенных детей. В этой ситуации причинами задержки психического развития могут быть неблагополучные условия воспитания и культурная депривация.

Проявление ЗПР, прежде всего, проявляется в медленном темпе психического развития, которое проявляется в виде следующих симптомов:

  • Ограниченность представлений об окружающих людях и мире;
  • Низкая активность мыслительных процессов;
  • Недостаточная направленность интеллектуальной деятельности;
  • Низкая степень общей осведомленности;
  • Низкий уровень коммуникативной и социальной компетентности.

При наличии задержки психического развития, имеющей конституциональное происхождение, в структуре проявлений начинают доминировать признаки эмоциональной и личностной незрелости, такие как аффективность поведения, эгоцентризм, истерия в реакциях.

Личность детей с ЗПР

Почти все исследователи указывали на большой риск возникновения у ребенка с задержкой психического развития соответствующих форм нарушения поведения. Тем не менее, в настоящее время уделено недостаточное внимание данному вопросу (в частности, проблеме коррекции поведения). Безусловно, эти дети являются «трудными», начиная дезорганизовывать учебно-воспитательный процесс в детском саду и школе. Они могут оказаться в «группе риска», поскольку без специальной помощи нарушение поведения становится патохарактерологическим.

Готовые работы на аналогичную тему

Стойкие патологические личностные изменения способны приводить ребенка с ЗПР в антисоциальную среду. Очень часто это ведет к криминальным последствиям. Так, статистика показывает, что у многих несовершеннолетних правонарушителей, которые состоят на учете, были обнаружены различные психические отклонения. Это может быть умственная отсталость, ЗПР, психофизический инфантилизм и др.

Кроме подверженности вовлечению в преступную деятельность, у детей с ЗПР часто отмечается деструктивное поведение. Для них характерны такие качества, как упрямство, агрессия, лживость, склонность к воровству. Среди общих особенностей личности, на первый план у детей с ЗПР выдвигается общее недоразвитие личности. Они эмоционально незрелы и неустойчивы, имеют неадекватную самооценку.

У ребенка с ЗПР не сформировано волевое поведение, не т достаточной способности к произвольной деятельности, не сформированы базовые предпосылки ведущей деятельности. Они показывают динамические нарушения в любых видах деятельности, включая познавательную и речевую. К возникновению эмоциональных нарушений приводят мотивационная незрелость, отсутствие объективной самооценки, эмоциональная неустойчивость и незрелость. Все это может быть отягощено неврологической симптоматикой.

Для ребенка с невротическими проявлениями присущи следующие личные особенности:

  • Эмоциональная незрелость и неустойчивость;
  • Тревожность;
  • Напряженность;
  • Чувство вины;
  • Обидчивость;
  • Подозрительность и др.

Ученые установили, что дети с ЗПР показывают полюсные переживания - положительные и отрицательные, они недифференцированы в тонких оттенках переживаний, неадекватны и непропорциональны влиянию внешнего мира. Вместе с общей эмоциональной незрелостью при наличии разных форм ЗПР можно наблюдать специфические эмоциональные нарушения.

Личностные особенности ребенка с ЗПР

Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, то его эмоциональная сфера расположена на более низшей ступени развития. Она начинает соответствовать психическому складу детей в более раннем возрасте. Среди прочих мотивов у такого школьника преобладает мотив получения удовольствия.

При ЗПР церебрально-органического генезиса могут проявляться нарушения в эмоциональной сфере. У ребенка (подростка) пропадает живость и яркость эмоций, начинает наблюдаться склонность к эйфории. Во внешнем мире это создает впечатление их жизнерадостности и привязанности. Тем не менее, эмоциональные переживания характеризуются меньшей глубиной и дифференцированностью.

У ребенка преобладает негативный эмоциональный фон. Он робок и постоянно испытывает страх. При задержке психического развития, имеющего соматогенный характер, можно наблюдать боязливость, которая связана с ощущением собственной неполноценности. Если ЗПР имеет психогенное происхождение, то наблюдается боязливость и застенчивость при коммуникации с взрослыми. Это происходит по причине психотравмирующих условий воспитания.

В качестве проявлений изменения эмоционального состояния выступает высокая возбудимость аффектов, появление импульсивных поступков, проявление исступленного гнева и немотивированной агрессии. Данные состояния могут углубляться, усложняться и повторяться. Их регистрируют в основном среди относительно узкого контингента (так называемая «группа риска»).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис