Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Все предметы / Психология / Особенности формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Определение 1

Общение — это процесс, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.

Сущность задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) является категорией, формирование которой произошло в психологии в 1960-х годах прошлого века. Причиной этого стало начавшееся на десять лет раньше исследование детей, испытывающих устойчивые трудности в обучении в общеобразовательных учреждениях. В этой сфере проводилось также изучение тех детей, у которых диагностировали умственную отсталость.

При правильной работе с такими детьми, спустя определенный срок обучения в специальном коррекционном учреждении, они показали возможность успешного продвижения вперед и нахождения больших потенциальных возможностей. Как правило, дети из этой группы после оказания необходимой организационной помощи и поддержки педагогов могут продолжать учебу в обычной общеобразовательной школе.

Задержка психического развития представляет собой приостановленный темп созревания психики. Его можно диагностировать на ранней стадии обучения еще до момента поступления в дошкольные образовательные организации. Первой и фундаментальной публикацией о детях с ЗПР становится труд «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга» (Л. Летинен и А. Штраус).

Ученые рассматривали учеников, испытывающих сложности в обучении, путем изучения их историй развития. В ходе анализа был выявлен их неврологический статус и наличие остаточных явлений, представленных слабо выраженными органическими повреждениями мозга на ранней стадии развития.

Дети с ЗПР имеют следующие признаки:

  • Неадекватность в поведении (например, гиперактивность либо заторможенность);
  • Относительно высокая (в пределах нормальной) степень выполнения интеллектуальных тестов;
  • Речевые недостатки.

Ученики младшего школьного возраста попадают в новую сферу отношений с людьми, которые их окружают. Если они начинают посещать образовательную организацию, то вынуждены выполнять правила новых условий учебной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование навыков общения у детей с ЗПР

Проблема особенностей формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития зависит от недостатка процесса коммуникации. Он начинает принимать определенную специфику на фоне определенного психического нарушения.

Почти все исследования, которые касаются коммуникации детей с ЗПР, посвящаются дошкольному и подростковому возрасту. Младшим школьникам в этом плане уделено мало внимания, но имеются отдельные работы (Д. И. Бойкова, Е. Е. Дмитриевой, О. Н. Диановой, Е. С. Слеповича). Ученые и психологи-педагоги в разное время освящали в статьях и трудах низкий уровень развития навыка общения у детей с задержкой психического развития. Они отмечают, что эти особенности зависят от возрастных норм.

У детей младшего школьного возраста с ЗПР наблюдаются следующие особенности общения:

  • Трудности в речи,
  • Низкая потребность в общении,
  • Затруднения в выражении и определении эмоций других людей.

По причине незрелости мотивационно-личностной сферы появляется зависимость навыков общения от развития прочих сфер личности, поэтому коммуникативная деятельность таких детей не способна формироваться самостоятельно. Если младший школьник попадает в новую ситуацию развития, которая представлена школьным детством, то он будет иметь трудности при адаптации в школе.

Трудности адаптации проявляются по той причине, что у ребенка нет возможности установить новые межличностные отношения. К тому же, при наличии спонтанного (не корректирующего) общения с взрослым окружением, ученики с ЗПР не используют возможности возраста в процессе развития коммуникативных навыков. Как правило, у них нет желания расширить круг общения. Получение эмоционального внимания положительного характера со стороны значимого взрослого человека очень важно для младшего школьника с ЗПР.

Специфика формирования навыков общения младших школьников с ЗПР

Современной психологической наукой превыше всего исследуются 2 формы общения. Они представлены способами организации деятельности и удовлетворением человеческой потребности в живом контакте с другими людьми.

Специфика особенностей формирования общения включена в процесс взаимодействия, который включает процесс раскрытия субъективного мира одного человека для другого, взаимный обмен интересами, информацией и деятельностью.

Общение для младшего школьника является смысловым аспектом социального взаимодействия. Любые самостоятельные действия происходят в рамках прямых или косвенных отношений с другими, поэтому данное действие должно включать не только физический, но и коммуникативный элемент. Часто коммуникативными навыками исследователи считают действия, сознательно ориентированные на смысловое восприятие.

Главный вид деятельности и удивительный феномен существования человечества вместе с трудом и обучением представлен игрой. Игра является видом деятельности в условиях положения, направленным на восстановление и усвоение общественного опыта. Игра помогает младшим дошкольникам с ЗПР развивать общение.

Игровые технологии в формировании навыка общения у детей с задержкой психического развития включают развивающие возможности технологий, помогающие совершенствовать личность. Это происходит благодаря разумной организации всесторонней игровой деятельности. Она доступна для любого школьника и учитывает психофизические возможности.

Игровая терапия в развитии навыков общения детей с ЗПР включает метод психологического и терапевтического воздействия. Игра — это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её вершина и исток. Еще в самом начале цивилизации эти действия служили проверочным эталоном демонстрации важных аспектов личности, включая общение.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис