Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль эмоций в управлении человеческим поведением

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Психология / Эмоции / Роль эмоций в управлении человеческим поведением

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: К. Изард, Н. Я. Грот, Г. Мюнстерберг, Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие эмоций, а также их роль в управлении человеческим поведением.

Понятие эмоций

Определение

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Эмоции как мотивационная система

Обратимся к концепции мотивации по К. Изарду. Здесь в мотивации выделяется два компонента:

  1. стимуляция;
  2. сенсорный процесс/двигательный акт.

Кроме того, К. Изард выделяет четыре типа мотивации:

  1. рефлекс (автоматическая реакция на стимул без участия сознательного компонента);
  2. инстинкт (детерминируется гормонами; представляет собой особую врожденную реакцию на тот или иной раздражитель);
  3. драйвы (определенные физиологические потребности: голод, жажда и прочее);
  4. эмоции (направляют деятельность человека).

Системы организации личности

По К. Изарду личность представляет собой результат взаимодействия шести систем:

  1. гомеостатической (в свою очередь, также представлена взаимодействием систем:
  • эндокринная;
  • сердечно-сосудистая.

Данные системы действуют без учета сознательного уровня. Также они обычно считаются вспомогательными в эмоциональной системе);

  • побудительной (основана на возникающем дефиците, который сообщает о соответствующей потребности);
  • эмоциональной;
  • перцептивной;
  • когнитивной;
  • моторной.
  • Роль эмоций в управлении человеческим поведением

    Рассмотрим основные концепции в данной сфере.

    1. Н. Я. Грот. Гротом была разработана специфическая классификация психической деятельности, которая состояла из четырех звеньев:
    • ощущения,
    • представления,
    • чувствование,
    • эмоции.

    По мнению Н. Я. Грота, ощущения не могут регулировать деятельность организма, однако они могут служить показателем изменений внутренней деятельности человеческого организма. Так, ощущения способствуют началу регуляции организма.

    Грот утверждал, что только вся психика в целом может способствовать полноценной регуляции взаимодействия организма с окружающей действительностью.

  • Рубинштейн писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей): «Выступая в качестве проявления потребности, в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности… возникая… в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, является вместе с тем побуждениями к деятельности».
  • Уровни эмоций

    Рисунок 1. «Уровни эмоций»

    На рисунке 1 кратко показаны уровни эмоций по Рубинштейну.

  • Г. Мюнстерберг, отмечая побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал:
  • Цитата

    «…Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода. Подобно тому, как внимание дает концентрацию представлений против всех мешающих, соперничающих представлений, точно также эмоция дает концентрацию реальности и задерживает все остальные возможные деятельности. …Эмоция – это органическая волна, которая проходит через всю ЦНС, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к источнику эмоционального возбуждения».

    Кратко перечислим роль эмоций в регуляции поведения человека.

    1. Отражательно-оценочная роль эмоций.
    2. Управляющая роль эмоций
    • защитная функция (связана с чувством страха; предупреждает об опасности);
    • мобилизующая функция (связана с чувством страха; мобилизует резервы организма);
    • компенсаторная функция (возмещение недостаточной информации на основе сходства предметов);
    • сигнальная функция (воздействие на какой-либо предмет).
  • Дезорганизующая роль эмоций. Связана с чувством страха. Проявляется в ступоре или бессознательном повторении действий, которые не приводят к решению возникшей проблемы.
  • Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
    Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
    как работает сервис