Понятие о педагогическом наблюдении
Педагогическое наблюдение - это непосредственное познание и восприятие педагогического процесса в условиях его естественного «течения» (учебные занятия, внеучебная и внеклассная деятельность, индивидуальная работа с отдельными учащимися или группой учеников, репетиторство и т.д.).
Метод педагогического наблюдения относится к методам исследовательской деятельности, организуемой педагогом в рамках педагогического процесса и направленный на достижение определенной цели. Педагогическое наблюдение основано на точной фиксации получаемых фактов и их последующем педагогическом анализе.
Педагогическое наблюдение организуется для того, чтобы получить необходимые данные для построения общей картины личности учащегося, а также с целью выявления успешности реализуемого педагогического процесса. Педагогическое наблюдение служит для построения гипотез и осуществления анализа факторов успешности иных используемых методов исследования (тестирование, анкетирование, опрос и т.д.).
Таким образом, педагогическое наблюдение – это планомерный анализ и оценка организации воспитательно-образовательного процесса, либо личности учащихся, проводимые без вмешательства исследователя в естественную среду их течения.
Педагогическое наблюдение имеет ряд характерных признаков, которые отличают его от простого наблюдения:
- конкретность и планомерность объекта исследования;
- обязательное наличие специальных методов и приемов фиксации получаемых фактов (протоколы, журналы регистрации, дневник наблюдения, карта и т.д.);
- обязательная проверка полученных результатов.
Преимущества и недостатки педагогического наблюдения
Педагогическое наблюдение имеет ряд преимуществ:
- Наблюдению подвергается непосредственно сам педагогический процесс, без каких-либо изменений или дополнений, в естественном его виде.
- Фиксация конкретных педагогических явлений и событий, непосредственно в момент их происхождения.
- Может быть использовано для осуществления оценки динамики воспитания, обучения и развития учащихся (воспитанников).
- Исследователь в процессе педагогического наблюдения получает реальные и фактические сведения, которые он видит и фиксирует самостоятельно.
- Получаемые сведения и информация не зависят от умения исследователя проводить конкретные методические приемы и диагностику, его задача воспринимать и фиксировать.
Помимо преимуществ, педагогическое наблюдение имеет и ряд слабых сторон, которые заключаются в следующем:
- Наличие субъективной оценки исследователя и возможное искажение получаемых фактов, за счет своего личного отношения к учащемуся или происходящему событию.
- Невозможность исследования некоторых стороны деятельности и личности испытуемых.
- Возможность качественно охватить только лишь малую часть выборки, что делает получаемые данные не репрезентативными.
- Пассивность исследователя, который не может принимать активное участие в деятельности испытуемых.
Целесообразность применения педагогического наблюдения:
- необходимость получения информации о педагогическом процессе или учащемся непосредственно от первого лица;
- сбор первичной информации о небольшой выборке учащихся;
- оценка результатов, полученных с помощью иных методов исследования;
- уточнение и проверка, данных полученных с помощью иных методов и методик;
- потребность в проверке данных рекомендаций, разработанных на основании проведенной ранее иной методике, с целью установления успешности их применения на практике.
Основные задачи педагогического наблюдения
Успешность педагогического наблюдения во многом зависит от правильности и точности разработанной программы исследования. Программа педагогического наблюдения должна обязательно содержать цель, задачи и гипотезу исследования.
Составление Программы педагогического наблюдения ставит перед педагогом-исследователем ряд задач:
- Построение четкой классификации явлений и фактов, отвечающих поставленной цели наблюдения.
- Постановка задач педагогического наблюдения, последовательное решение которых будет способствовать достижению общей цели наблюдения.
- Формулировка и последующая проверка гипотезы исследования.
- Всестороннее исследование объекта исследования, в различных естественных ситуациях и условиях.
- Установка сроков проведения наблюдения и представления полученных результатов.
- Определение средств по сбору и фиксации данных.
Для того, чтобы собранные данные и информация по личности учащегося были точными, необходимо решить следующие задачи:
- Определение выбора объекта наблюдения (одна из сторон личности учащегося, конкретный метод педагогического процесса, разнообразные педагогические ситуации и т.д.).
- Постановка основной цели и задач наблюдения, выявление отрицательных и положительных факторов.
- Разработка логичной схемы наблюдения, создание необходимых условий для успешной организации наблюдения и анализа полученных результатов.
Формулировка и постановка задач педагогического наблюдения во многом зависит от того, с какой целью организуется исследование. Чаще всего педагогическое наблюдение организуется в школе и детском саду на первоначальных этапах работы с детьми, для ознакомления с каждым ребенком в отдельности и со всем коллективом в целом. В этом случае педагог наблюдает за детьми для того, чтобы понять каждого и выстроить с ними эффективное педагогическое взаимодействие.
В дальнейшем педагогическое наблюдение организуется для того чтобы спланировать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся. В этом случае, задача педагога выявить межличностные связи учащихся, объединение их по интересам и склонностям, понять их основные потребности в дополнительных знаниях.
Таким образом, метод педагогического наблюдения - это один из самых эффективных эмпирических методов создания психологического портрета личности учащегося. Он заключается в преднамеренном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.