Зачет как ведущая форма контроля знаний по педагогике
Зачет – это форма контроля знаний учащихся высших и средних профессиональных учебных заведений, не подразумевающая выставление отметки об уровне знаний учащихся по конкретной дисциплине.
Зачет отражает совокупность знаний и навыков учащихся, обязательных для освоения за определенный временной промежуток. Он содержит минимум знаний, которые необходимы для перехода на следующую ступень обучения, на следующий уровень, освоение следующей образовательной программы.
Зачет предполагает пересдачу, в случае отрицательного результата. Педагог оценивает успехи освоения образовательной программы в виде овладения или не овладения учащимися определенными компетенциями и определенным уровнем умений и навыков, а также перечнем знаний по дисциплине. Если учащийся не достигает определенных образовательных результатов при изучении дисциплины «Педагогика», то он не получает зачета и отправляется на его повторное прохождение. Ведь, учащийся должен овладеть перечнем педагогических умений и навыков, а также совокупностью обязательных знаний в данном направлении обучения.
Зачет является формой контроля образовательной деятельности. Он проводится после изучения определенного курса по дисциплине. Основными правилами проведения зачета по педагогике являются:
- Проведение зачета в билетной форме. Студенты выбирают билет. Каждый билет содержит определенное (установленное кафедрой учебного заведения) количество вопросов по педагогике. Данные вопросы были изучены в течение семестра.
- Предварительная тщательная подготовка студентов к зачету. Она заключается в проработке усвоения содержания каждой отдельной темы курса. Это осуществляется в форме семинарских занятий, контрольных работ, опросов, выполнения докладов, рефератов, проектных работ, проводимых в течение семестра.
- Предоставление студентам времени для подготовки к зачету. Учащимся предоставляется перечень вопросов, которые будут входить в зачетные билеты. Студенты повторяют материал (или снова учат) и приходят на зачет подготовленными. Иначе их ждет неудовлетворительная оценка.
- Проведение консультации перед зачетом. Она необходима для освещения педагогом тех вопросов и тем, которые были не поняты учащимися, или вызывают у них сложности освоения.
- Возможность постановки дополнительных вопросов педагогом, т.е. тех, которые не вошли в билет, но входят в структуру зачета.
- Включение в зачет того материала, который наиболее полно отражает уровень освоенности студентами образовательной программы.
- Возможность пересечения программного материала зачетов по разным дисциплинам. Предполагается, что вопросы, входящие в зачет по «Педагогике», могут быть включены в зачет по другой дисциплине специальности. Это повышает уровень изучения курса за счет многократного повторения и помогает лучше освоить смысл различных педагогических понятий и категорий.
- Максимально полное представление обязательных итогов обучения в содержании программы зачета.
Функциональная роль зачета
Зачет, как форма контроля, независимо от дисциплины для проверки усвоения которой он применяется, выполняет следующие функции:
- Образовательная функция – отражает принадлежность контроля к образовательной деятельности и образовательному процессу. Зачет способствует достижению целей и задач образования. Он учит учащихся учиться, добывать знания, исправлять собственные ошибки и стремиться к достижению определенного результата в учебном процессе;
- Аналитическая функция – отражает уровень успешности профессиональной деятельности педагога. Педагог анализирует итоги своей работы, приложенных усилий, направленных на усвоение учащимися определенных знаний и навыков;
- Контрольная функция – отражает уровень знаний и навыков учащихся по конкретной дисциплине, их соответствия нормам и стандартам образовательной деятельности;
- Стимулирующая функция – развивает у студентов стремление к познанию и развитию. Это происходит за счет подведения итогов их образовательной деятельности, которые вселяют уверенность в собственных силах и познавательных возможностях.
Функции зачета являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Они помогают оценить педагогу и студентам уровень их образовательных достижений в области изучения дисциплины «Педагогика» (или какой-то другой).
Зачет по педагогике ориентирован на обеспечение обратной связи по дисциплине т.е. педагог выявляет освоенность студентами обязательного минимума знаний по педагогике, а соответственно и оценивает свои профессиональные достижения и, при необходимости, вносит коррективы в организацию образовательной деятельности.
Содержание зачета по педагогике
Содержание зачета по педагогике представляет собой следующую структуру:
- История развития педагогики и профессии педагога.
- Особенности профессиональной деятельности педагога.
- Учитель, как субъект педагогической деятельности: его основные качества и необходимые профессиональные навыки.
- Педагогическое творчество.
- Профессиональная культура педагога.
- Понятие и значение педагогической компетентности.
- Развитие личности педагога в образовательной деятельности.
- Непрерывное образование, развитие педагога, а также его самообучение и саморазвитие, повышение профессионализма, мастерства и квалификации.
- Педагогика как наука: предмет, объект, цели, задачи, функциональная роль.
- Взаимодействие педагогики с другими науками, а также связь теоретических и практических аспектов педагогики.
- Методология педагогики.
- Педагогическое исследование и его методы, организация и особенности проведения.
- Система педагогических наук.
- Образование, как компонент педагогического процесса.
- Развитие личности учащегося: роль обучения и воспитания на данный процесс и проблемные моменты.
- Народная педагогика.
- Стили педагогического общения и их особенности.
Освоение учебной дисциплины «Педагогика» отражают знания по данным темам. Это минимальный объем знаний, необходимый будущему педагогу для его успешной профессиональной деятельности и дальнейшего обучения по конкретному направлению (педагогика дошкольного образования, начального школьного и т.д.).