Взаимодействие семьи и школы – это процесс установления сотрудничества между двумя институтами воспитания, их совместной деятельности в направлении развития воспитанников.
Рисунок 1. Взаимодействие семьи и школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ходе взаимодействия между семьей и школой реализуется процесс развития обоих сторон. Каждая сторона черпает опыт воспитательной деятельности другой стороны и повышает свою педагогическую компетентность, что, в итоге, оказывает положительное воздействие на развитие подрастающего поколения.
Процесс воспитания учащихся средней школы (подросткового возраста) имеет свои особенности. Они сопряжены с рядом проблем, с которыми сталкиваются семьи подростков и педагоги школы. Особая роль в разрешение проблем воспитания подростков принадлежит организованному взаимодействию между школой и семьями воспитанников. В этот возрастной период, дети желают добиться признания и самореализации. Осуществить самовыражение ребенка подросткового возраста не всегда просто. Требуется направить ребенка на верный путем: социально приемлемый, правомерный. Для этого требуется воспитательное воздействие обоих институтов. Без помощи друг друга реализовать свои воспитательные функции будет тяжело обоим сторонам.
Основы организации взаимодействия между семьей и школой
В основе реализации организованного взаимодействия между учебным заведением и семьями воспитанников лежат следующие направления деятельности педагогов и руководства:
- Изучение семей учащихся. Проводится детальное исследование семейной жизнедеятельности учащихся, изучаются особенности различных семей, их взгляды на воспитание, выбранные стили и направления воспитания. Все данные фиксируются и проводится их сравнение в динамике.
- Дифференциация семей по уровню их нравственного развития и воспитательного потенциала. Семьи воспитанников разделяются на отдельные группы, исходя из своих потенциальных возможностей в решении воспитательных проблем, достижении целей воспитания, наличия положительного опыта реализации своих воспитательных функций и ориентации на полноценного, гуманистическое развитие своих детей.
- Реализация сотрудничества с родителями в разных формах и объемах на всех этапах воспитательной работы с подростками. Проводится психолого-педагогическое просвещение родителей, их привлечение к учебно-воспитательному процессу школы и попытки включения в семейное воспитание педагогических традиций.
При организации сотрудничества с родителями, прежде всего, ставятся цели его реализации т.е. педагоги школы определяют к каким результатам должно привести взаимодействие с родителями, каких итогов воспитательной деятельности удастся достичь и для чего вообще необходимо сотрудничество с родителями т.е. какие проблемы в воспитании и развитии подростка имеются и требуют незамедлительного разрешения.
Цели определяют задачи организации взаимодействия и формируют его содержание. Далее определяются формы и методы данного взаимодействия. Они зависят от конкретных проблем в воспитании, воспитательного потенциала семей подростков и уровня их педагогической компетентности, а также от навыков установления сотрудничества педагогом школы, его опыта в данном направлении деятельности и творческого подхода к делу.
Организация взаимодействия между школой и семьями подростков осуществляется по разным аспектам подростковой жизнедеятельности учащихся. Оно может ориентироваться не только на решение конкретных проблем в развитии подростков, касаться преодоления кризиса подросткового возраста, но и может быть ориентировано на профилактику развития асоциального поведения подростков, вступление в девиантные группировки и возникновение иных проблем, а также обеспечение полноценного развития личности ребенка подросткового возраста и повышение качества его образовательной деятельности.
Направления совместной работы педагогов школы и родителей в процессе воспитания подростков
Поскольку, вступление в подростковый возраст является непростым этапом развития и затрагивает разные аспекты жизнедеятельности ребенка, то и организация взаимодействия педагогов с родителями реализуется по разным направлениям жизнедеятельности подростка. Сотрудничество начинает устанавливаться с младшего подросткового возраста. Этот период развития личности наиболее подвержен воспитательному воздействию. Это обуславливается актуальность проведения профилактических мероприятий в это время. Также, устранение имеющихся проблем на ранних этапах их обнаружения позволяет достичь более положительных результатов воспитательной работы.
Совместная работа педагогов школы и родителей реализуется по следующим направлениям:
- Познавательная сфера учащихся;
- Профильная подготовка учащихся;
- Физическое развитие подростков и поддержание их здоровья;
- Социальное развитие подростка и профилактика развития девиантного поведения;
- Раскрытие творческого потенциала учащихся;
- Просвещение родителей о направлениях учебно-воспитательной работы школы;
- Просвещение родителей о проблемах социального развития, поведения и обучения детей подросткового возраста;
- Развитие одаренных детей;
- Реализация совместной деятельности родителей и учащихся. Она может затрагивать разные направления и разные дисциплины;
- Решение проблем коллективного общения учащихся.
Данные направления совместной деятельности предполагают, прежде всего, повышение педагогической компетентности родителей, уровня их культурного развития и повышение их педагогической культуры.
Педагогическая культура родителей отражает их воспитательную зрелость, готовность к выполнению своих воспитательных функций и ориентации в своей воспитательной деятельности на достижение целей и задач образования.
Повышение уровня педагогической культуры родителей позволяет повысить качество их воспитательной деятельности и осознанно подойти к установлению сотруднических отношений с учебным заведением. Это обуславливает уделение особого внимания повышению педагогической культуры родителей педагогами школы в ходе организации сотрудничества с родителями подростков.