Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе младших подростков

Определение 1

Взаимодействие семьи и школы – это процесс установления сотрудничества между двумя институтами воспитания, их совместной деятельности в направлении развития воспитанников.

Взаимодействие семьи и школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Взаимодействие семьи и школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В ходе взаимодействия между семьей и школой реализуется процесс развития обоих сторон. Каждая сторона черпает опыт воспитательной деятельности другой стороны и повышает свою педагогическую компетентность, что, в итоге, оказывает положительное воздействие на развитие подрастающего поколения.

Процесс воспитания учащихся средней школы (подросткового возраста) имеет свои особенности. Они сопряжены с рядом проблем, с которыми сталкиваются семьи подростков и педагоги школы. Особая роль в разрешение проблем воспитания подростков принадлежит организованному взаимодействию между школой и семьями воспитанников. В этот возрастной период, дети желают добиться признания и самореализации. Осуществить самовыражение ребенка подросткового возраста не всегда просто. Требуется направить ребенка на верный путем: социально приемлемый, правомерный. Для этого требуется воспитательное воздействие обоих институтов. Без помощи друг друга реализовать свои воспитательные функции будет тяжело обоим сторонам.

Основы организации взаимодействия между семьей и школой

В основе реализации организованного взаимодействия между учебным заведением и семьями воспитанников лежат следующие направления деятельности педагогов и руководства:

  1. Изучение семей учащихся. Проводится детальное исследование семейной жизнедеятельности учащихся, изучаются особенности различных семей, их взгляды на воспитание, выбранные стили и направления воспитания. Все данные фиксируются и проводится их сравнение в динамике.
  2. Дифференциация семей по уровню их нравственного развития и воспитательного потенциала. Семьи воспитанников разделяются на отдельные группы, исходя из своих потенциальных возможностей в решении воспитательных проблем, достижении целей воспитания, наличия положительного опыта реализации своих воспитательных функций и ориентации на полноценного, гуманистическое развитие своих детей.
  3. Реализация сотрудничества с родителями в разных формах и объемах на всех этапах воспитательной работы с подростками. Проводится психолого-педагогическое просвещение родителей, их привлечение к учебно-воспитательному процессу школы и попытки включения в семейное воспитание педагогических традиций.
«Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе младших подростков » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При организации сотрудничества с родителями, прежде всего, ставятся цели его реализации т.е. педагоги школы определяют к каким результатам должно привести взаимодействие с родителями, каких итогов воспитательной деятельности удастся достичь и для чего вообще необходимо сотрудничество с родителями т.е. какие проблемы в воспитании и развитии подростка имеются и требуют незамедлительного разрешения.

Цели определяют задачи организации взаимодействия и формируют его содержание. Далее определяются формы и методы данного взаимодействия. Они зависят от конкретных проблем в воспитании, воспитательного потенциала семей подростков и уровня их педагогической компетентности, а также от навыков установления сотрудничества педагогом школы, его опыта в данном направлении деятельности и творческого подхода к делу.

Организация взаимодействия между школой и семьями подростков осуществляется по разным аспектам подростковой жизнедеятельности учащихся. Оно может ориентироваться не только на решение конкретных проблем в развитии подростков, касаться преодоления кризиса подросткового возраста, но и может быть ориентировано на профилактику развития асоциального поведения подростков, вступление в девиантные группировки и возникновение иных проблем, а также обеспечение полноценного развития личности ребенка подросткового возраста и повышение качества его образовательной деятельности.

Направления совместной работы педагогов школы и родителей в процессе воспитания подростков

Поскольку, вступление в подростковый возраст является непростым этапом развития и затрагивает разные аспекты жизнедеятельности ребенка, то и организация взаимодействия педагогов с родителями реализуется по разным направлениям жизнедеятельности подростка. Сотрудничество начинает устанавливаться с младшего подросткового возраста. Этот период развития личности наиболее подвержен воспитательному воздействию. Это обуславливается актуальность проведения профилактических мероприятий в это время. Также, устранение имеющихся проблем на ранних этапах их обнаружения позволяет достичь более положительных результатов воспитательной работы.

Совместная работа педагогов школы и родителей реализуется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера учащихся;
  • Профильная подготовка учащихся;
  • Физическое развитие подростков и поддержание их здоровья;
  • Социальное развитие подростка и профилактика развития девиантного поведения;
  • Раскрытие творческого потенциала учащихся;
  • Просвещение родителей о направлениях учебно-воспитательной работы школы;
  • Просвещение родителей о проблемах социального развития, поведения и обучения детей подросткового возраста;
  • Развитие одаренных детей;
  • Реализация совместной деятельности родителей и учащихся. Она может затрагивать разные направления и разные дисциплины;
  • Решение проблем коллективного общения учащихся.

Данные направления совместной деятельности предполагают, прежде всего, повышение педагогической компетентности родителей, уровня их культурного развития и повышение их педагогической культуры.

Педагогическая культура родителей отражает их воспитательную зрелость, готовность к выполнению своих воспитательных функций и ориентации в своей воспитательной деятельности на достижение целей и задач образования.

Повышение уровня педагогической культуры родителей позволяет повысить качество их воспитательной деятельности и осознанно подойти к установлению сотруднических отношений с учебным заведением. Это обуславливает уделение особого внимания повышению педагогической культуры родителей педагогами школы в ходе организации сотрудничества с родителями подростков.

Дата последнего обновления статьи: 15.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot