Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся
Взаимодействие с родителями учащихся – важное условие эффективной образовательной деятельности любого образовательного учреждения.
Взаимодействие в педагогике – это процесс соотношения интересов и потребностей всех участников образовательной деятельности, ориентированный на выработку единого воспитательного маршрута, направленного на социальное развитие личности учащегося и раскрытие его личностного потенциала.
От организации данного взаимодействия зависят итоги обучения и воспитания детей разных возрастов, решение проблем социализации личности и создание благоприятной атмосферы развития ребенка.
Организация взаимодействия с родителями и опекунами учащихся ориентирована на повышение роли семьи в воспитательном процессе и социальное становление подрастающего поколения.
Данное взаимодействие предполагает выработку единой направленности учебно-воспитательной работы в образовательном заведении и семье.
К основным задачам организации взаимодействия с родителями относятся:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей или опекунов.
- Углубление педагогических знаний и навыков воспитательной деятельности родителей.
- Формирование активной педагогической позиции родителей.
- Привлечение родителей и опекунов к активному участию в воспитании и образовании своих детей или подопечных.
- Создание условий в образовательном учреждении, отвечающих особенностям развития конкретного ребенка и, помогающих ему в нормальном обучении и всестороннем развитии.
Благодаря организации взаимодействия с родителями объединяются усилия обоих сторон, направленные на воспитание учащегося, вырабатываются оптимальные методы и приемы воспитательного воздействия, формируются пути всестороннего развития учащегося с определенными образовательными потребностями.
Взаимодействие между учебным заведением и семьей реализуется классным руководителем. Его работа осуществляется по следующим направлениям деятельности:
- Диагностирование конкретной семьи, выявление ее воспитательного потенциала, условий, социального статуса, проблем.
- Разделение семей на группы по их нравственному потенциалу и воспитательным возможностям, ориентированным на воспитание своего ребенка и других детей.
- Проведение анализа итогов воспитательной деятельности семьи и учебного заведения за определенный временной период и оценка успешности и продуктивности их сотрудничества.
Формы организации взаимодействия с родителями и опекунами
Система взаимодействия образовательного заведения строится в нескольких основных формах:
- Индивидуальная работа с родителями и опекунами. Она связана с консультированием родителей в области решения каких-то вопросов воспитания, проведением бесед на определенные темы и личное посещение семей для знакомства с родителями, основами семейного быта, условиями жизнедеятельности учащегося. Проведение индивидуальной формы работы с родителями и опекунами является необходимым в том случае, если у ребенка возникают какие-то проблемы с общением в учебном заведении, нахождении своего места в коллективе учащихся, а также формировании положительного взаимодействия с педагогом. Кроме того, педагог может прибегнуть к данной форме работы, если при наблюдении за ребенком наблюдает проблемы в его поведении. Родители или опекуны могут, также, обратиться к педагогу за помощью в вопросах семейного воспитания и решения каких-то проблем в поведении ребенка. Любая консультация или беседа с педагога с родителями должна быть им проанализирована для полноценной ориентации в проблеме и оказания родителям и ребенку квалифицированной педагогической помощи.
- Родительские собрания. Они ориентированы на ознакомление родителей с деятельностью учебного заведения, поведением ребенка на учебных занятиях, его ролью в учебном процессе, успехами и неудачами, особенностями поведенческих реакций, коммуникативной позицией, а также решение общих вопросов организации образовательной деятельности, проблем дисциплины, принятием решений в области направлений воспитательной и образовательной деятельности. Родительские собрания имеют определенную периодичность проведения (например, раз в месяц или в два). Каждое собрание имеет какую-то цель и ориентировано на освещение определенной педагогической темы.
- Групповая работа с родителями. Она ориентирована на решение тех же проблем, что и индивидуальная, но объединяет несколько учащихся с идентичными проблемами и основывается на построении продуктивного воспитательного взаимодействия. Родители не чувствуют себя одинокими. Они видят, что у других детей имеются подобные проблемы, делятся опытом их разрешения, вырабатывают, совместными усилиями, стратегию и тактику воспитания.
Рисунок 1. Принципы взаимодействия педагога с родителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия организации эффективного взаимодействия педагогов с родителями и опекунами
Чтобы процесс взаимодействия между учебным заведением и семьями учащихся был плодотворным, требуется соблюдать ряд условий организации данного взаимодействия:
- Родители и опекуны не должны чувствовать себя объектами изучения. Важно, грамотно организовать диагностирование семей учащихся. Если родители понимают, что они подвергаются изучению, то это заставляет их закрыться. Успешное сотрудничество, в этом случае, вряд ли удастся организовать.
- Планомерная, целенаправленная и систематическая работа. Она касается всех направлений организации взаимодействия.
- Методы, применяемые для изучения проблем и семей учащихся, должны быть связанными с методами воспитания.
- Разнообразие методов и приемов организации взаимодействия. Вариативность программ по работе с родителями и форм работы с ними повышает эффективность построения сотруднических отношений и способствует выработке единого продуктивного воспитательного маршрута.
- Комплексное применение методов и средств организации взаимодействия.