Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое консультирование

Педагогическое консультирование и его основные характеристики

Определение 1

Педагогическое консультирование - это тип консультативной работы, ориентированной на решение проблем психического развития подрастающего поколения, вопросов их полноценного обучения, воспитания и развития.

Педагогическое консультирование является областью педагогического знания и направлением педагогической деятельности. Оно включает в себя:

  • Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов. В этом случае осуществляется консультирование по вопросам организации педагогического процесса, реализации педагогических функций отдельными педагогами и разработка структуры деятельности всех работников учебного заведения;
  • Оказание учащимся помощи в реализации их образовательной деятельности, социальной адаптации и консультирование по вопросам их личностного развития;
  • Работа по повышение педагогической компетенции родителей или опекунов;
  • Консультирование сторонних лиц, принимающих то или иное участие в образовательной деятельности, заинтересованных в ее результатах;
  • Консультирование руководителей образовательных учреждений по вопросам построения образовательной деятельности, координации работы всех звеньев и всех сотрудников.

Педагогическое консультирование можно охарактеризовать следующими чертами:

  • Наличие консультанта, владеющего системой педагогических знаний и навыков, опытом педагогической деятельности и, способного донести эту информацию до других.
  • Реализация профессионального педагогического взаимодействия в ходе оказания консультационной помощи.
  • Составление шагов, последовательности действий, выбор методов и средств для решения актуальных педагогических проблем в ходе проведения педагогического консультирования.
  • Оказание педагогом-консультантов косвенного влияния на педагогический процесс, педагогическую деятельность.
  • Оказание услуг педагогического и управленческого характера в ходе консультирования.
  • Педагогическое консультирование имеет разные субъекты и объекты, выбор которых зависит от конкретных педагогических задач, проблем, на решение которых ориентировано консультирование.
  • Итогами консультирования является получение нового опыта педагогической деятельности.

Педагогическое консультирование позволяет не только решить актуальные проблемы реализации педагогической деятельности, но и сформировать опыт ее осуществления педагогами разного уровня и разработать новые подходы к реализации образовательной и воспитательной работы, выработать новые пути развития педагогов и учащихся.

«Педагогическое консультирование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогическое консультирование особенно актуально на начальных этапах профессиональной деятельности педагогов, когда ему необходимо наставничество в выполнении своих профессиональных функций.

Виды педагогического консультирования

Педагогическое консультирование реализуется в следующих видах:

  1. Диагностирование проблемной ситуации. Такое консультирование помогает выявить проблемы реализации педагогической деятельности, сложности в учебном процессе отдельных учащихся и определить причины их появления и факторы, обуславливающие их возникновение.
  2. Экспертное консультирование. Оно связано с независимой оценкой деятельности образовательной организации и работы отдельных педагогов, а также, анализом отдельных аспектов педагогической деятельности, направлений реализации воспитательной и образовательной деятельности. Консультант проводит оценку и передает ее результаты управленческому составу учебного заведения, давая рекомендации по устранению проблем в работе и повышению качества образовательной деятельности.
  3. Методическое консультирование. Оно связано с разработкой консультантом методических рекомендаций по решению проблемной ситуации, составлению алгоритма работы педагогов и алгоритма действий учащихся в направлении повышения качества обучения и его целевой ориентации.
  4. Информационное просвещение. Такой вид консультирования связан с предоставлением информации педагогического характера, ориентированной на улучшение профессиональной деятельности, повышение качества учебного процесса, улучшение усвоения образовательной программы учащимися и иных направлений развития образовательной организации, педагогического состава, учащихся.
  5. Формирующее консультирование. Оно ориентировано на создание установок и образцов профессиональной деятельности педагогов, способов организации взаимодействия в учебном заведении между всеми субъектами образования и освоение инновационных стратегий развития учебного заведения, отдельных педагогов и учащихся.
  6. Психологическое консультирование. Оно ориентировано на решение психологических проблем реализации образовательной деятельности и создание благоприятной психологической среды в педагогическом процессе учебного заведения.
  7. Коррекционное консультирование. Оно ориентировано на устранение конкретных проблем в обучении, в поведении учащихся, в работе педагогов, во взаимоотношениях педагогов с учащимися и родителями, взаимоотношениях между учащимися.
  8. Внедрение опыта деятельности. Посредством педагогического консультирования происходит передача педагогического опыта и внедрение теоретических научных разработок в педагогическую практику.

Этапы реализации педагогического консультирования

Оказание консультационных педагогических услуг имеет поэтапную реализацию. Педагогическое консультирование включает в себя следующую последовательность действий:

  1. Исследование проблемных ситуаций. На данном этапе осуществляется выявление конкретных проблем и проводится их анализ консультантом.
  2. Установление взаимодействия с клиентом для получения более полной картины проблемной ситуации и ориентации его на работу. Проводится конкретизация проблемы и ее рассмотрение с разных сторон, а также изучаются потенциальные возможности лиц по решению данной проблемной ситуации, и формирование у консультанта понимания, каких итогов хочет достичь клиент в ходе оказания консультативной помощи.
  3. Разработка вариантов решения проблемы и их обсуждение с клиентом.
  4. Составление плана деятельности клиентом, посредством выбора наиболее реального варианта решения проблемы. Такой вариант должен отвечать возможностям педагога или учащегося, материально-техническим ресурсам, условиям реализации образовательной деятельности.
  5. Разработка инструктажа по реализации составленного плана деятельности.
  6. Подведение итогов консультирования. Оцениваются его результаты, достижение итогов, ожидаемых клиентом и формируется дальнейшая обратная связь т.е. консультант наблюдает за работой клиента над решением проблемы, который предоставляет данные о ее результатах и помогает при возникновении затруднений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot