Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимодействие преподавателя и студента

Определение 1

Педагогическое взаимодействие – это взаимодействие между педагогом и учащимся (воспитателем и воспитанником, преподавателем и студентом) во время воспитательно-образовательной деятельности, направленной на развитие личности ребенка.

Типы взаимодействия преподавателя со студентами

Одним из важнейших компонентов педагогического процесса в ВУЗе является установление эффективного взаимодействия между студентами и преподавателями. В зависимости от того как организовано взаимодействий можно говорить об успешности реализуемой педагогической деятельности.

В настоящее время принято выделять следующие типы взаимодействия преподавателя и студента:

  1. Профессиональный тип взаимодействия – характеризуется педагогической направленностью воспитательно-образовательного процесса, высоким профессионализмом преподавателя, наличием у него глубоких знаний по своей специальности, как в теории, так и на практике. Преподаватель, который осуществляет взаимодействие со студентами на данном уровне, достаточно хорошо владеет методикой преподавания учебной дисциплины, имеет отработанную систему подачи знаний студентам, ведет научно-исследовательскую работу с развитой творческой направленностью. Чаще всего это человек, обладающий экстравертированным характером, который позволяет ему устанавливать со студентами и коллегами позитивные взаимоотношения. Такой преподаватель пользуется у студентов большим авторитетом, им восхищаются, ему подражают и хвалят.
  2. Организаторский тип взаимодействия – характеризуется активной направленностью педагога на общественную деятельность. В процессе взаимодействия со студентами, педагог недостаточно уделяет им времени, так как постоянно отвлекается на выполнение различного рода поручений. Он достаточно хорошо владеет методикой преподавания, легко устанавливает контакт со студентами. Укреплению его авторитета среди студентов и коллег мешает отсутствие стремления к научно-исследовательской работе.
  3. Тип взаимодействия «методист» - данный тип взаимодействия характерен для преподавателей, которые имеют выраженную склонность к совершенствованию собственного педагогического мастерства, методических и речевых способностей. Довольно часто именно методическая направленность в работе преобладает над научным содержанием учебного материала. Такой преподаватель пользуется успехом у среднеуспевающих студентов, в то время как с творческими учащимися и интеллектуалами он не может наладить контакт, так как не способен удовлетворить их интерес к знаниям.
  4. Тип взаимодействия «ученый» - данный тип взаимодействия характерен для преподавателя, обладающего аналитическим складом ума, склонностью к теоретической деятельность и творческой переработке информации. Довольно часто его научно-исследовательская деятельность преобладает над педагогической, устная речь намного беднее, чем письменная. Увлеченность наукой не способствуют установлению необходимого контакта со студентами, что довольно часто может порождать между ним и студентами конфликты.
  5. Тип взаимодействия «пассивный» - характеризуется индифферентным отношением педагога ко всем субъектам педагогического процесса ВУЗа, а также ко всем видам вузовской работы (преподавание, воспитание, общественная деятельность и т.д.). Преподаватель не пользуется авторитетом и уважением среди студентов и коллег, тяжело устанавливает с ними контакты.

Современная классификация типов преподавателей в зависимости от вида их взаимодействия со студентами

В настоящее время в зависимости от взаимодействия между преподавателем и студентами выделяют следующие группы современных преподавателей:

  1. Преподаватели- «вечные студенты» - в процессе взаимодействия со студентами, такие преподаватели всегда «идут на встречу», они понимают студентов, видят в них личности, охотно ведут дискуссии на различные интеллектуальные и научные темы, обладают высоким уровнем знаний.
  2. Преподаватели- «бывшие моряки» - стремятся установить внутри ВУЗа исключительно «уставные» взаимоотношения, очень трепетно относятся к дисциплине и всему что с ней связано. В общении со студентами стремятся «навязать» им свое мнение, которое считают истинно верным, не видят в студентах личность.
  3. Группа преподавателей, которые позволяют студентам делать все что угодно, лишь бы только не мешали им заниматься своими делами. Такие преподаватели попросту «просиживают» учебные часы.
  4. Преподаватель-стандарт – хорошо знает свой предмет, живет только работой, сложен в общении, амбициозен и упрям, студенты ему не интересны.
«Взаимодействие преподавателя и студента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Взаимоотношения между преподавателем и студентами во многом зависят от типа преподавателя и носят субъективный характер.

Типы взаимодействия в зависимости от этапов обучения

Помимо того, что взаимодействие между студентами и преподавателем зависит от типа преподавателя, большое значение имеет и этап обучения студентов. Это связано с тем, что с каждым учебным курсом студенты «растут» в своей специальности, формируются их нравственные качества и модель поведения.

Процесс обучения и соответственно взаимодействия, принято делить на три этапа:

  • 1 Этап – 1-2 курсы – происходит формирование нравственно-волевой основы личности студентов, происходит их адаптация к учебному заведению и процессу. На этом этапе процесс взаимодействия находится в стадии становления и развития.
  • 2 Этап – 3 курс – происходит расширение и углубление нравственного потенциала личности студентов, взаимодействие между преподавателем и студентами находится в стадии своего расцвета.
  • 3 Этап – 4 и 5 курс – осуществляется завершение формирования нравственной культуры будущего специалиста, проходит своеобразный период личностной самореализации и самовыражения. На данном этапе большинство студентов уже могут общаться с преподавателями на равных, особенно если они активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, развиты интеллектуально.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot