Документы, предусматривающие требования к современному педагогу
Деятельность учителя — непростой труд, который, естественно, требует от человека высочайшей идейности, прочных познаний и стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания законов детства, теории и практики обучения и воспитания.
И все данные качества объединяются и работают в определенно сложном структурном целом, которое и характеризует личность учителя.
Естественно, требования к современному преподавателю определяются современным обществом, так как без общества невозможна и специальность учителя. Но данные требования пусть и базируются на ранее сформировавшихся, однако утверждаются только в новейших условиях. При этом должны предусматриваться виды развития не только системы воспитания, но и становления общества в целом.
Требования к современному преподавателю обозначены в профессиональной программе учителя, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в программе модернизации педагогического образования и в Концепции модернизации российского образования, а еще в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОСВПО).
Начнем с того, что же означает профессиональная программа? Профессиональная программа — это характеристика профессии или же модель специалиста. Её составными составляющими считаются требования к знаниям и еще умениям, которые гарантируют наибольшую производительность деятельности в рамках определенно - соответственной специальности.
Описание профессии включает следующие характеристики:
- производственно-технические
- социально-экономические
- социально- психологические
- санитарно-гигиенические
Профессиональная программа учителя представляет собой качественно-описательную модель, квалификационную характеристику, характеризующую объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей и свойств личности, нужных преподавателю.
Сообразно мнению В. А. Сластенина , профессиональная программа учителя включает в себя следующие составляющие:
- объем и состав особой подготовки;
- характеристики и свойства, характеризующие социальную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности учителя;
- объем и состав особой подготовки;
- запросы к его психолого-педагогической подготовке;
- содержание методической подготовки сообразно специальности.
Не считая этого, ученый выделяет, что труд учителя базируется еще на профнаправленности, крепких знаниях, знаниях законов детства, устойчивых интересах, высочайшей идейности и познаниях теории и практики обучения и воспитания.
В Законе РФ «Об образовании» ясно подчеркивается основная роль преподавателя в достижении целей воспитания, нацеленных на многостороннее формирование растущих поколений, а еще ответственность педагогических и научных работников за высочайшее качество изучения и обучения детей и молодежи. Кроме того, указывается на необходимость привлечения более профессиональных специалистов для воплощения учебного процесса во всех школах на высочайшем уровне, а еще значимость проведения научных исследований, обучения духовно-нравственных качеств у обучающихся, подготовки профессионалов более высочайшей квалификации и освоения новейших технологий и информационных систем.
А вот в Концепции модернизации российского воспитания ясно подчеркивается, что нашему развивающемуся обществу необходимы современно образованные, нравственные, а еще предприимчивые люди, которые, непременно, имеют все шансы без помощи других принимать серьезные решения. К примеру, в ситуации выбора, прогнозируя их вероятные либо невозможные результаты, которые готовы к совместной работе, конструктивностью, владеют развитым чувством ответственности за судьбу собственной страны, а еще отличаются мобильностью и динамизмом. И именно школа и преподаватель обязаны сформировать личность такового определенного человека и, совместно с этим, будущего специалиста, который сумел бы удачно решать наитруднейшие задачи государственного и общественного развития собственной страны.
Программа модернизации педагогического воспитания подчеркивает обновление системы подготовки, а еще переподготовки и повышения квалификации преподавателей, которые отвечают потребностям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. А специалисты, подготовленные в системе педагогического воспитания, призваны стать носителями идей обновления на базе не только хранения, а еще и мирового опыта.
Конкретно все это говорит о профессионально и еще социально обусловленных требованиях к современному преподавателю как не только к личности, но и специалисту.
Государственный образовательный стандарт высшего профобразования — это конкретный нормативно-правовой акт, который описывает не только обязательный минимум содержания основных образовательных программ и объем учебной нагрузки на обучающихся, но и требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к знаниям и умениям педагога
В нем определены требования к знаниям и умениям будущего специалиста сообразно дисциплинам психолого-педагогической подготовки. К примеру, преподаватель обязан овладеть системой познаний о:
- сфере воспитания, содержании, сути и структуре образовательных действий,
- возрастных и индивидуальных особенностях человека, еще социальных факторах развития;
- системой познаний о человеке как субъекте определенного образовательного процесса,
- уметь осуществить внеучебную деятельность учащихся, оказывать им общественную помощь;
- соблюдать права и свободы обучающихся;
- знать систему образовательных учреждений и основы управления ими, основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере воспитания и др.
Требования к психолого-педагогической подготовке педагога
Требования к психолого-педагогической подготовке преподавателя включают в себя:
- Умения:
- умение выявлять уровень воспитанности и обучаемости обучающихся
- анализ педагогической ситуации, а еще планирование педагогических воздействий и проектирование итога
- умение формулировать конкретную педагогическую задачу
- умение продуманно выбирать способы, формы и средства учебно- воспитательной работы
- умение планировать собственную работу
- Знания:
- знание закономерностей социального формирования и закономерностей становления и социального формирования личности
- знание методологических основ, а еще категорий педагогики
- знание закономерностей индивидуально — психологических особенностей личности
- знание закономерностей возрастного становления детей
- понимание целей, сути, задач, способов и форм обучения
Таким образом, личность современного учителя характеризуют мораль, высокая цивилизованность, принципиальность и требовательность, вера в способности растущего человека, абсолютная самоотдача, великодушие. Кроме того, важно острое чувство интереса, наибольшее осуществление собственных возможностей и таланта в сочетании с педагогическим опытом, творческое отношение к занятию. Преподаватель — это настоящий интеллигент, а интеллигентность — это настоящая мерка его культуры в соединении с моралью.