Педагогические профессии в современном мире
Современные условия развития отечественного образования и образования зарубежных стран характеризуются достаточно устойчивой тенденцией к осуществлению внутрипрофессиональной дифференциации. Следствием данного процесса является значительное расширение спектра педагогических профессий, на рынке труда появляется востребованность в новых педагогических специальностях.
В рамках педагогической специальности происходит появление новых педагогических специализаций как определённого вида деятельности. В качестве оснований для разделения педагогических специальностей можно выделить:
- различие предметных областей, характеризующих знания, науку, культуру, искусство (к примеру, математики, языков, физики, биологии и т.д.);
- различия в возрастном развитии личности детей (периоды возрастного развития – ранний, дошкольный, младший школьный и т.д.);
- различия в развитии личности под воздействием психофизических и социальных факторов (группы детей с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта и т.д.).
Более подробно представим некоторые педагогические профессии, как традиционные, так и появившиеся в недавнем прошлом.
Учитель
Специалист, осуществляющий работу по обучению и воспитанию детей школьного возраста на разных возрастных ступенях – в младших классах учитель начальных классов в соответствии с программой обучения организует образовательно воспитательный процесс по целому ряду учебных предметов – математике, русскому языку, литературному чтению, ознакомлению с окружающим миром, технологии и др.
В группах детей среднего и старшего школьного возраста процесс обучения и воспитания организуют учителя-предметники – учителя математики, русского языка и литературы, физики, химии, биологии, информатики. Кроме разностороннего образования, работа учителей с детьми направлена на социализацию школьников, формирование общей культуры личности, осознанный выбор профессии. Учителя, проводя систематическую и целенаправленную работу с родителями школьников, способствуют взаимодействию школы и семьи.
Воспитатель детского сада
Это специалисты, работа которых направлена на охрану жизни и здоровья детей раннего и дошкольного возраста, их обучение и воспитание в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Воспитатель детского сада сопровождает рост, развитие и обучение ребёнка вне семьи на протяжении нескольких лет, до школы работает над формированием игровых навыков, развивает психические процессы, коммуникативные навыки, навыки самообслуживания, учит детей считать, читать, писать, наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать, классифицировать, работает над развитием нравственного сознания, развивает речь детей, способствует познавательному, физическому, эстетическому развитию, решает и другие задачи, важные для последующего обучения ребёнка в начальной школе.
Педагог-психолог
Этот специалист работает с детьми разных возрастных групп – в детском саду – с детьми дошкольного возраста, где решает задачи организации диагностики детей, разработки и реализации в соответствии с результатами диагностического обследования коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков, развитие психических процессов, коррекцию личностных свойств и качеств (агрессивности, застенчивости, гиперактивности и т.д.).
Работа педагога-психолога в школе осуществляется с детьми младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. В соответствии с возрастом также проводится диагностическая работа с последующей коррекцией психических процессов и развитием отдельных свойств и качеств личности.
Педагог-дефектолог, учитель-логопед
Необходимость в данном специалисте возникла в ходе развития науки дефектологии как отдельного направления педагогики. Педагог-дефектолог имеет специальное образование и обеспечивает обучение и воспитание детей, их успешную социализацию и адаптацию в обществе детей с аномальным развитием. В соответствии с нарушениями, выявленными в ходе диагностического обследования детей, выделяют:
- олигофренопедагогов (обеспечение коррекционно-развивающую работу по развитию психических процессов и функций с детьми с нарушением интеллекта),
- тифлопедагогов (организует работу по развитию зрительного и тактильного восприятия и активизации компенсаторных процессов у детей с нарушением зрения),
- сурдопедагогов (работает с детьми с нарушенным слухом, организуется работа, направленная на развитие и обучение детей данного контингента).
Организацией работы с детьми с аномальным развитием также занимается учитель-логопед, который работает с детьми с различными нарушениями речи (общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием, заиканием), также этим специалистом проводится систематическая и целенаправленная работа с детьми с нарушением зрения, слуха, интеллекта, так как вторичным нарушением данных категорий детей является отклонение в речевом развитии.
Кроме представленных выше педагогических профессий, работу с детьми разных возрастных групп организуют тренеры, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, а в работе с юношами и девушками, уже закончившими школу, участвуют мастера производственного обучения и педагоги профессионального образования.