Содержание подготовки будущих педагогов в педагогических вузах России определяется в первую очередь требованиями общества, уровнем развития педагогики как науки, спецификой педагогической деятельности в современном мире. Образовательная стратегия современности представляет педагогическое образование как вид гуманитарного. Педагогическое образование ставит своей целью обеспечение готовности выпускника к передаче культуры, основываясь на гуманистически ориентированной позиции учительства, его умений моделировать и проектировать вариативные способы различной деятельности.
Требования к специалисту
Базисом требований к специалисту педагогического направления служит целостное представление об образовании как особенной сфере гуманитарного знания. Данные требования включают:
- основные законы природы, общества и сферы мышления;
- знания о человеческой личности и индивидуальности;
- способы освоения педагогической действительности;
- актуальные системы поиска, обработки и использования информации;
- управленческие решения в педагогике.
На основании закона Российской Федерации «Об образовании», Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, утверждении и введения в действие Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» был разработан Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОСВПО). ГОСВО - это базовый нормативный документ, который определяет структуру и содержание высшего педагогического образования и создает фундамент для обеспечения качества обучения, создания целостного образовательного пространства в стране.
В стандарте обозначены требования к степени подготовки абитуриента, четко указано, что предшествующим этапом образования желающего стать педагогом должно быть полное среднее общее образование.
Важным фактором вузовской подготовки современного учителя выступает квалификационная характеристика выпускника, содержащаяся в разделе «Общая характеристика специальности». Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы Российской Федерации, а также решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием, касающиеся образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в том объеме, который требуется для решения педагогических, научных, методических и организационно-управленческих задач;
- педагогику, возрастную физиологию, психологию, школьную гигиену;
- методики преподавания учебных дисциплин и воспитательной деятельности;
- учебные программы и литературу;
- требования к оснащению учебных помещений;
- средства обучения и их дидактический потенциал;
- направления и перспективы развития образования и педагогики;
- основы права;
- правила и нормы охраны труда и техники безопасности.
Стандарты ВПО содержат ряд требований к профессиональной подготовленности специалиста педагогического направления, в частности:
- способность решать педагогические задачи, которые соответствуют его квалификации;
- осуществлять процесс обучения, ориентируясь на задачи воспитания, обучения и развития личности обучаемых и учитывая специфику преподаваемой дисциплины;
- развивать внеурочную деятельность обучаемых, учитывая психолого-педагогические требования, предъявляемые к образованию и обучению;
- анализировать свою профессиональную деятельность, совершенствовать ее и повышать свою квалификацию;
- выполнять методическую работу в методических объединениях;
- выполнять классное руководство, устанавливать и поддерживать контакт с родителями обучаемых и оказывать помощь в семейном воспитании;
- знать русский язык, как государственный язык России.
Важное место в структуре подготовки педагогов имеет общепедагогическая подготовка. Цель данной подготовки - формирование учителя, который владеет знаниями педагогической теории и практическими умениями и навыками в сфере образования и воспитания. Общепедагогическая подготовка является своеобразным фундаментом для последующего непрерывного учительского образования. Современные исследователи включают в систему общепедагогических знаний следующие важные блоки:
- фундаментальные методологические знания:
-
- знание методологии,
- педагогической науки,
- теории обучения,
- теории воспитания,
- педагогический менеджмент;
- теоретико-практические знания:
- об обучении и воспитании,
- о передовом педагогическом опыте;
- методические знания о формах организации, методах, приёмах обучения и воспитания.
Содержание общепедагогической подготовки - это система педагогических знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для реализации профессиональных функций педагога.
Задачи изучения педагогических курсов
Основными задачами изучения педагогических курсов в ВУЗе являются:
- обеспечение полного и творческого овладения педагогической теорией;
- формирование основ педагогического мышления с целью осмысления и анализа образовательных процессов и инновационных решений в педагогике, творческой реализации педагогических концепций;
- формирование умения работать над целями и задачами своей профессиональной деятельности, принимать эффективные решения, связанные с их реализацией;
- воспитание любви, уважения и творческого отношения к детям, к выбранной профессии;
- развитие способностей и умений к анализу и адекватной оценке своей педагогической деятельности;
- формирование потребности к внесению новаторских решений в свою деятельность.
Общепедагогическая подготовка в профессионально-педагогических учебных учреждениях реализуется на единых научно-организационных основах. Параллельно происходит дифференциация содержания обучения, которая учитывает специфические особенности региона, факультета и индивидуальные особенности студентов.
Личностный подход к обучению максимально раскрывает многогранность индивидуальных особенностей студентов. Этому способствуют специальные курсы и семинары, индивидуальная работа над курсовыми и дипломными проектами, участие в работе научных обществ.
Изучение педагогических дисциплин в педагогических вузах проходит в единстве изучения с предметами психолого-педагогического цикла, в частности: возрастной физиологией, школьной гигиеной, общей психологией и педагогической психологией.
Для усвоения теоретических знаний и формирования умений, навыков важно подкреплять полученные знания. Педагогическая практика выполняет важные функции, в том числе:
- обучающую (актуализация и расширение теоретических знаний, их использование в решении определенных педагогических задач),
- развивающую (развитие познавательной, творческой активности и педагогического мышления),
- воспитывающую (формирование социально-активной личности педагога, интереса и любви к профессии),
- диагностическую (проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической работе).
Благодаря непрерывности и постоянному усложнению содержания педагогической практики, она является связующим элементом между теоретической и практической подготовкой педагога.