Основные периоды развития школы и педагогики в России в 18 веке
При характеристике образовательной политики в России в рассматриваемый исторический период в литературных источниках используется термин «государственная педагогика».
В качестве отличительной черты данного временного этапа можно назвать оказание влияния государства на педагогику и образование.
Анализ литературы позволяет выделить четыре этапа, характерные для развития образовательных учреждений в стране.
- на первом этапе, с начала до первой четверти 18 века – создаются первые светские школы, Академия наук, и при ней университет и гимназия;
- на втором этапе (с 1730 по 1765 год) возникают закрытые сословные дворянские учебные заведения, формируется система дворянского образования;
- на третьем этапе (с 1766 по 1782 года) осознаётся необходимость государственной системы народного образования;
- на четвёртом этапе (с 1782 по 1786 года) проводится школьная реформа, направленная на создание государственной системы народного образования.
Изменение цели образования
В рассматриваемый исторический период произошли важные исторические события, повлиявшие на систему образования в России. Петром Великим были сделаны важные шаги в развитии страны:
- налажены связи с Европой,
- укреплено государственное устройство,
- утверждена абсолютная монархия,
- быстрыми темпами строятся заводы, фабрики, города, развивается промышленность, внутренняя и внешняя торговля,
- усиливается армия и создаётся флот,
- проводятся военные действия со Швецией и Турцией.
В связи с происходящими переменами в России возникает острая потребность в образованных специалистах, обществу требуются люди военных профессий - офицеры, моряки, артиллеристы, а также инженеры, врачи, учёные, государственные служащие, учителя.
Изменяется цель образования: обществу требуется образованный человек, которому присущ широкий взгляд на мир, в тоже время придерживающийся национальных традиций, готовый на подвиги ради Отечества. Происходит формирование нового идеала человека. Именно поэтому 18 век назван веком Просвещения.
Открытие новых школ
1701 год ознаменован открытием новых школ – в Москве открываются школы, дающие светское образование – Пушкарская школа (артиллерийская) и Навигацкая. В задачи школ входило обучение чиновников для несения государевой службы.
В Навигацкой школе действовали подготовительные классы, в которых учили чтению, письму, счёту, арифметике. Далее ученикам преподавались основы математики, специальных мореходных наук. Для прохождения практики выпускников отправляли за границу. На добровольной основе в школу поступали учиться дети церковнослужителей, посадских, солдат. Дети дворян обучались в школе по принуждению, так как выпускники Навигацкой школы не могли занять впоследствии высокую должность, обязательным было продолжение обучения за границей. Поэтому к детям дворян применяли суровые наказания – отправляли на галерные работы, били батогами, вменяли денежные штрафы.
Обучение в школе осуществлялось на русском языке, использовались русские учебники. В качестве основного метода, используемого в процессе обучения, было заучивание наизусть учебников.
В 1715 году на базе Навигацкой школы была основана Морская академия, которая была затем переведена в Санкт-Петербург.
Детей всех сословий (за исключением крепостных крестьян) обучали в цифирных школах, созданных в 1714 году и действующих только во времена Петра 1. В задачу данных школ входило осуществление подготовки молодого поколения к государственной светской и военной службе (в качестве низших чинов), а также для работы на заводе, верфи. Детей учили грамоте, арифметике, геометрии.
Обучение осуществлялось также в профессиональных школах (горнозаводская, хирургическая). Изучались специальные науки и множество других учебных предметов. Для образования в школах данного вида была характерна энциклопедичность, но отсутствовала глубина в получении знаний и системность в преподавании, кроме того, школы характеризовались наличием жёсткой дисциплины, принудительным характером обучения, приобщением к культуре Западной Европы.
Самыми значительными событиями 18 века в области образования было: открытие Академии наук (1725 год), открытие первой учительской семинарии (в 1779 году).
После смерти Петра 1 ситуация в образовании меняется: происходит закрытие Петровских школ, появляется система дворянского обучения, осуществляемая в кадетских корпусах, пансионах, кроме того, детей дворян обучали гувернёры и домашние учителя.
Таким образом, школа и педагогика в России в 18 веке характеризуется появлением светских профессиональных школ, а также разработкой и внедрением уникальной системы дворянского воспитания. Создаются народные училища и учительские семинарии. Постепенно осознаётся необходимость в создании системы образования, которая будет общедоступна.