Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школа и педагогика России, 18 век

Основные периоды развития школы и педагогики в России в 18 веке

Замечание 1

При характеристике образовательной политики в России в рассматриваемый исторический период в литературных источниках используется термин «государственная педагогика».

Замечание 2

В качестве отличительной черты данного временного этапа можно назвать оказание влияния государства на педагогику и образование.

Анализ литературы позволяет выделить четыре этапа, характерные для развития образовательных учреждений в стране.

  • на первом этапе, с начала до первой четверти 18 века – создаются первые светские школы, Академия наук, и при ней университет и гимназия;
  • на втором этапе (с 1730 по 1765 год) возникают закрытые сословные дворянские учебные заведения, формируется система дворянского образования;
  • на третьем этапе (с 1766 по 1782 года) осознаётся необходимость государственной системы народного образования;
  • на четвёртом этапе (с 1782 по 1786 года) проводится школьная реформа, направленная на создание государственной системы народного образования.

Изменение цели образования

В рассматриваемый исторический период произошли важные исторические события, повлиявшие на систему образования в России. Петром Великим были сделаны важные шаги в развитии страны:

  • налажены связи с Европой,
  • укреплено государственное устройство,
  • утверждена абсолютная монархия,
  • быстрыми темпами строятся заводы, фабрики, города, развивается промышленность, внутренняя и внешняя торговля,
  • усиливается армия и создаётся флот,
  • проводятся военные действия со Швецией и Турцией.

В связи с происходящими переменами в России возникает острая потребность в образованных специалистах, обществу требуются люди военных профессий - офицеры, моряки, артиллеристы, а также инженеры, врачи, учёные, государственные служащие, учителя.

Изменяется цель образования: обществу требуется образованный человек, которому присущ широкий взгляд на мир, в тоже время придерживающийся национальных традиций, готовый на подвиги ради Отечества. Происходит формирование нового идеала человека. Именно поэтому 18 век назван веком Просвещения.

«Школа и педагогика России, 18 век» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Открытие новых школ

1701 год ознаменован открытием новых школ – в Москве открываются школы, дающие светское образование – Пушкарская школа (артиллерийская) и Навигацкая. В задачи школ входило обучение чиновников для несения государевой службы.

В Навигацкой школе действовали подготовительные классы, в которых учили чтению, письму, счёту, арифметике. Далее ученикам преподавались основы математики, специальных мореходных наук. Для прохождения практики выпускников отправляли за границу. На добровольной основе в школу поступали учиться дети церковнослужителей, посадских, солдат. Дети дворян обучались в школе по принуждению, так как выпускники Навигацкой школы не могли занять впоследствии высокую должность, обязательным было продолжение обучения за границей. Поэтому к детям дворян применяли суровые наказания – отправляли на галерные работы, били батогами, вменяли денежные штрафы.

Обучение в школе осуществлялось на русском языке, использовались русские учебники. В качестве основного метода, используемого в процессе обучения, было заучивание наизусть учебников.

В 1715 году на базе Навигацкой школы была основана Морская академия, которая была затем переведена в Санкт-Петербург.

Детей всех сословий (за исключением крепостных крестьян) обучали в цифирных школах, созданных в 1714 году и действующих только во времена Петра 1. В задачу данных школ входило осуществление подготовки молодого поколения к государственной светской и военной службе (в качестве низших чинов), а также для работы на заводе, верфи. Детей учили грамоте, арифметике, геометрии.

Обучение осуществлялось также в профессиональных школах (горнозаводская, хирургическая). Изучались специальные науки и множество других учебных предметов. Для образования в школах данного вида была характерна энциклопедичность, но отсутствовала глубина в получении знаний и системность в преподавании, кроме того, школы характеризовались наличием жёсткой дисциплины, принудительным характером обучения, приобщением к культуре Западной Европы.

Самыми значительными событиями 18 века в области образования было: открытие Академии наук (1725 год), открытие первой учительской семинарии (в 1779 году).

После смерти Петра 1 ситуация в образовании меняется: происходит закрытие Петровских школ, появляется система дворянского обучения, осуществляемая в кадетских корпусах, пансионах, кроме того, детей дворян обучали гувернёры и домашние учителя.

Замечание 3

Таким образом, школа и педагогика в России в 18 веке характеризуется появлением светских профессиональных школ, а также разработкой и внедрением уникальной системы дворянского воспитания. Создаются народные училища и учительские семинарии. Постепенно осознаётся необходимость в создании системы образования, которая будет общедоступна.

Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot