Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы государственной образовательной политики

Закон «Об образовании» и основные принципы государственной политики

Функция по формированию системы образования принадлежит государству. Данная функция заключается в следующем:

  • построение структуры образования;
  • определение основных принципов ее функционирования;
  • выбор направления (перспектив) развития.

Главную роль в сфере образования играют принципы государственной политики. Этими принципами регламентируется работа всех образовательных учреждений и органов управления образованием в Российской Федерации. Образовательные программы обязательно должны отвечать данным принципам.

Принципы государственной политики в сфере образования отражены в Законе "Об образовании в Российской Федерации". Они заключаются в следующих двенадцати положениях:

  • приоритетность образования;
  • обеспечение права каждого человека на образование, отсутствие дискриминации в сфере образования;
  • гуманистичность образования, приоритетность жизни и здоровья человека, учет прав и свобод личности, возможность свободного развития личности, воспитание в человеке взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, культуры права, экологической культуры, рационального использования природных ресурсов;
  • единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнических и культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
  • возможность интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
  • светское образование в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • свобода выбора при получении образования, учитывая склонности и потребности человека, обеспечение условий для самореализации человека, развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
  • обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  • демократический характер управления образованием, обеспечение равных прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
  • отсутствие ограничений и здоровая конкуренция в сфере образования;
  • баланс государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Рассмотрим основные из этих принципов подробнее.

Принцип приоритетности образования

Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума. Образовательный процесс должен способствовать культурному развитию личности и, основываясь на равенстве возможностей, помогать человеку развивать свои способности и формировать личное мнение. Цель образования – сформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.

В конце ХХ века приоритетность образования являлась в Российской Федерации формальной и не реализовывалась на практике. На сегодняшний день ситуация в значительной степени меняется. Ведется большая работа. В частности установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, которые отражают последние достижения науки. Особое внимание уделяется финансированию образовательных учреждений, за последнее время оно заметно выросло. В большинстве школ оборудованы компьютерные классы и выход в сеть Интернет. Строятся новые школы, вузы, техникумы. Это только первые шаги в выводе образования на приоритетные позиции.

«Принципы государственной образовательной политики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Право на образование

Право на образование закреплено не только в законе «Об образовании», но и в Конституции РФ.

Право на образование имеет каждый гражданин РФ. В данном случае недопустима какая-либо дискриминация по половому, расовому, национальному, языковому признаку. Человек имеет право получить образование независимо от места проживания, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, должностного и имущественного положения, наличия судимости.

Гуманистичность образования

Гуманистичность образования заключается в признании высшей и безусловной ценности всех участников образовательного процесса. Главным приоритетом этого процесса является личность.

Реализация принципа гуманистичности обучения не может обойтись без следующих составляющих:

  • личностно-центрированного подхода к обучению;
  • ориентации на личностный рост и саморазвитие личности;
  • отношения к обучаемому, как к субъекту самостоятельной работы и творчества;
  • создание атмосферы доброжелательности, доверия и взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

Единство образовательного пространства

Основным инструментарием для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации служат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования. ФГОСы определяют требования к структуре основных образовательных программ, а так же к условиям реализации и результатам их освоения. Стандарты должны обеспечить преемственность образовательных программ и, одновременно, вариативность их содержания.

Следует отметить подводные камни данного положения. ФГОС подразумевают вариативность программ и при этом не закрепляют объема знаний, которые нужно усвоить ученику. Содержание описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандартах следующего уровня тоже отсутствует четко прописанное содержание. Соответственно, стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным дисциплинам. На одном и том же этапе образования могут дать совершенно разный уровень знаний. Насколько разный? Как захочет или сможет образовательное учреждение, как захочет или сможет получить учащийся.

Светское образование в светском государстве

Светскость образования определяется соблюдением следующих правовых критериев:

  • недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в образовательных учреждениях;
  • недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление любыми образовательными учреждениями;
  • недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова;
  • недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
  • недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
  • недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

Принцип светскости образования - это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.

Государство и образование

Государственная политика имеет важное значение в различных областях жизни общества. Но в образовании она должна быть особенно четкой и последовательной. От грамотного вмешательства государства в данную сферу жизни и формирования общества зависит насколько мыслящее, конкурентоспособное общество будет создано на территории Российской Федерации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot