Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая культура и профессиональная культура: соотношение понятий

Замечание 1

Анализ литературных источников позволяет представить соотношение понятий «педагогическая культура» и профессиональная культура». Согласно исследованиям современных авторов, понятие профессиональной культуры является более широким и включает в себя в качестве структурного компонента.

Более подробно остановимся на рассмотрении данных понятий.

Понятие профессиональной культуры

Под профессиональной культурой понимается наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, таких, как:

  • теория и методика преподавания предмета;
  • педагогика как наука о воспитании;
  • возрастная и социальная психология;
  • психология педагогического труда;
  • возрастная физиология;
  • основы гигиенических и медицинских представлений;
  • этика и эстетика;
  • практическая экология;
  • философия;
  • социология.

В профессиональную культуру в качестве структурного компонента входит способность понимать личностные и поведенческие особенности воспитанников, адекватного отклика на их поступки, выбор адекватной системы методов в обучении и воспитании, учитывающих индивидуальность детей – все перечисленные качества являются показателем высокой профессиональной культуры педагога. Кроме отмеченных выше качеств, профессиональную культуру педагога составляют: совершенное владение знаниями, умениями и навыками, профессиональная увлечённость, развитое педагогическое мышление, интуиция, нравственно-эстетическое отношение к жизни, глубокая убеждённость и твёрдая воля.

В качестве обобщённой характеристики личностных качеств педагога используется термин «педагогическая культура».

Понятие педагогической культуры

Под педагогической культурой понимается способность, направленная на настойчивое и успешное осуществление образовательно-воспитательной деятельности, сочетаемая с обеспечением успешного взаимодействия с группой воспитанников.

«Педагогическая культура и профессиональная культура: соотношение понятий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Структурными компонентами, представляющими педагогическую культуру, являются:

  • наличие педагогической направленности;
  • комплекс важных для осуществления образовательно-воспитательной работы личностных качеств;
  • интеллектуальные и организаторские личностные качества;
  • наличие широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции, компетентности;
  • умение осуществлять поиск путей совершенствования образовательно-воспитательной работы;
  • наличие высокого профессионального мастерства и организованности при осуществлении педагогической деятельности.
Замечание 2

Педагогическая культура составляет существенную составную часть общей культуры педагога, характеризующуюся глубиной и основательностью овладения педагогическими знаниями и умениями применения этих знаний в самостоятельной, педагогически обоснованной успешной педагогической работе, учитывающей индивидуально-типические особенности воспитанников, а также их интересов и способностей.

К профессиональным знаниям педагога можно отнести наличие методологических, теоретических, методических и технологических знаний. К профессиональным умениям относится наличие информационных, коммуникативных, прикладных умений, кроме того, умений проводить анализ и самоанализ, ставить цели, владеть разнообразными педагогическими техниками и технологиями.

Важным компонентом педагогической культуры является профессиональный потенциал, структурными компонентами которого являются:

  • профессиональная подготовка, включающая ориентацию на профессию, направленность, профессиональное становление, готовность к педагогическому труду, профессиональную ориентацию;
  • творчество педагога – наличие педагогического интеллекта, профессиональной компетентности, индивидуального стиля деятельности, творческого отношения к труду, творческой инициативы;
  • профессионализм педагога, заключающийся в инновационной педагогической деятельности, гуманистической ориентации, профессиональном росте и профессиональной позиции, профессиональной активности.
Дата последнего обновления статьи: 24.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot