Анализ литературных источников позволяет представить соотношение понятий «педагогическая культура» и профессиональная культура». Согласно исследованиям современных авторов, понятие профессиональной культуры является более широким и включает в себя в качестве структурного компонента.
Более подробно остановимся на рассмотрении данных понятий.
Понятие профессиональной культуры
Под профессиональной культурой понимается наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, таких, как:
- теория и методика преподавания предмета;
- педагогика как наука о воспитании;
- возрастная и социальная психология;
- психология педагогического труда;
- возрастная физиология;
- основы гигиенических и медицинских представлений;
- этика и эстетика;
- практическая экология;
- философия;
- социология.
В профессиональную культуру в качестве структурного компонента входит способность понимать личностные и поведенческие особенности воспитанников, адекватного отклика на их поступки, выбор адекватной системы методов в обучении и воспитании, учитывающих индивидуальность детей – все перечисленные качества являются показателем высокой профессиональной культуры педагога. Кроме отмеченных выше качеств, профессиональную культуру педагога составляют: совершенное владение знаниями, умениями и навыками, профессиональная увлечённость, развитое педагогическое мышление, интуиция, нравственно-эстетическое отношение к жизни, глубокая убеждённость и твёрдая воля.
В качестве обобщённой характеристики личностных качеств педагога используется термин «педагогическая культура».
Понятие педагогической культуры
Под педагогической культурой понимается способность, направленная на настойчивое и успешное осуществление образовательно-воспитательной деятельности, сочетаемая с обеспечением успешного взаимодействия с группой воспитанников.
Структурными компонентами, представляющими педагогическую культуру, являются:
- наличие педагогической направленности;
- комплекс важных для осуществления образовательно-воспитательной работы личностных качеств;
- интеллектуальные и организаторские личностные качества;
- наличие широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции, компетентности;
- умение осуществлять поиск путей совершенствования образовательно-воспитательной работы;
- наличие высокого профессионального мастерства и организованности при осуществлении педагогической деятельности.
Педагогическая культура составляет существенную составную часть общей культуры педагога, характеризующуюся глубиной и основательностью овладения педагогическими знаниями и умениями применения этих знаний в самостоятельной, педагогически обоснованной успешной педагогической работе, учитывающей индивидуально-типические особенности воспитанников, а также их интересов и способностей.
К профессиональным знаниям педагога можно отнести наличие методологических, теоретических, методических и технологических знаний. К профессиональным умениям относится наличие информационных, коммуникативных, прикладных умений, кроме того, умений проводить анализ и самоанализ, ставить цели, владеть разнообразными педагогическими техниками и технологиями.
Важным компонентом педагогической культуры является профессиональный потенциал, структурными компонентами которого являются:
- профессиональная подготовка, включающая ориентацию на профессию, направленность, профессиональное становление, готовность к педагогическому труду, профессиональную ориентацию;
- творчество педагога – наличие педагогического интеллекта, профессиональной компетентности, индивидуального стиля деятельности, творческого отношения к труду, творческой инициативы;
- профессионализм педагога, заключающийся в инновационной педагогической деятельности, гуманистической ориентации, профессиональном росте и профессиональной позиции, профессиональной активности.