Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика в социальной работе

Педагогические основы социальной работы

Замечание 1

Педагогика является наукой о процессе воспитания человека, его целях задачах, закономерностях. В социальной работе она выступает в качестве стержня ее деятельностного компонента. Педагогические основы социальной работы включают в себя элементы педагогической теории о методах, принципах, содержании данной деятельности.

Педагогика в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Успех решения социальных задач во многом определяется уровнем культуры отдельных людей, поэтому она выполняет также прогностические функции. Педагогика играет одну из главных ролей в процессе личностного развития субъектов и объектов социальной работы.

В структуру профессиональной деятельности социального работника входит широкий круг задач: это и адресная помощь клиентам, и обучение социальным навыкам, формирование умения самостоятельного решения жизненных проблем. Объектами социальной работы могут быть как взрослые, так и дети. Все это требует компетентности в области педагогическим методов.

Выделяются три группы педагогических методов:

  • Методы формирования сознания личности помогают приобрести объекту педагогического воздействия (в случае с социальной работой это – клиент) знания правил и норм поведения, сформировать у него совокупность ценностей и суждений, обеспечивающих уверенность в личной и общественной полезности определенной модели поведения;
  • Методы организации деятельности помогаю формировать требуемую форму поведения клиента и обеспечивать переход знаний и общественного опыта в личный опыт;
  • Методы стимулирования направлены на ускорение или торможение каких-либо действий объекта педагогического воздействия.

Не лишним будет рассмотреть некоторые из этих методов более подробно. К ним относятся, например, относятся беседа и собрание.

«Педагогика в социальной работе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Назначение беседы состоит в расширении знаний клиентов, формирование у них соответствующего отношения к определенным событиям, окружающей действительности, к своим действиям.

Большим воспитательным потенциалом может обладать и собрание. Оно выражает вол большинства участников, мобилизует их на реализацию принятых решений. Значительную роль играет такой вид собрание как диспут. С его помощью формируется учение привлечь и удержать сторонников. Он может поспособствовать более глубоком пониманию различных социальных проблем.

Соотношение педагогики и социальной работы

Педагогика как науки разделена на ряд областей и отраслей. Среди них социальная педагогика. К. Магер определил понятие «социальная педагогика» как «социальное в воспитании». П. Наторп, понимая социальную педагогику как аспект общей, выделил три ее основные функции:

  • содействие половому воспитанию ребенка его ближайшим окружением;
  • развитие социальных, эмоциональных и моторных способностей на основе обучения и воспитания воли;
  • развитие разума через взаимодействие с социумом.

По мнению Наторпа, главная цель социальной педагогики – в воспитании у молодежи общественного начала и солидарности. В дальнейшем она рассматривалась как принцип воспитания человека через общество и для жизни в обществе. Этот принцип пронизывает всю педагогическую деятельность.

Педагогика социальной работы появилась в конце XIX – начале XX вв. и связана с именами М. Ричмонд, Дж. Адамса, А. Дистервега и П. Наторпа.

Роль педагогических знаний в социальной работе

Социальную работу можно рассматривать, в том числе, и как учебный процесс, в ходе которого люди овладевают навыками социального поведения, изучают культуру, включаются в общественные отношения. Социальная работа, основанная на научных знаниях и проработанных методиках, делает процесс социального формирования личности и коллектива целенаправленным.

Формирование гуманистических ценностей – важнейший педагогический элемент социальной работы. Педагогика задает социальной активности нужное направление, ориентируясь при этом на сознательность людей. Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных умений и навыков, овладение приемами самопомощи.

Замечание 2

Конечным итогом социальной работы как процесса должно стать стремление личности клиента к самовоспитанию, достижение ею социально продуктивного поведения, обретение цели и смысла жизни, включение в систему непрерывного образования.

Важным педагогическим содержанием обладают методы, связанные с достижением успеха в учебной, трудовой, художественной, спортивной и прочих видах общественно ценной деятельности. Такая деятельность сама по себе возвышает личность, при этом зачатую требуются такие приемы ее обеспечения как учет индивидуальных особенностей, научная организация труда, психологическая помощь.

Весомый вклад в социальное развитие вносят всевозможные общественные и творческие группы, в которые люди входят в соответствии со своими способностями и интересами. Профессионализм социального работника зависит во многом от уровня его культуры, общего развития и профессиональных компетенций. Колоссальную значимость имеет подготовка в области педагогики и психологии.

Главной сферой практического применения педагогики социальной работы является содействие воспитанию человека, влияние на его поведение и отношения в обществе. Она ориентирована на работу с самыми разными категориями населения, на создание и развитие системы социальной помощи, условий психологического комфорта.

Для человека, мало разбирающегося в вопросах и проблемах социальной работы, данный вид деятельности может представляться не слишком сложным и довольно ограниченным, сводящимся исключительно к раздаче выделенных государством пособий, помощи нуждающимся. Схожие стереотипы преследуют и профессию социального педагога. Происходит искажение понятий «социальная работа» и «социальная педагогика». Недостаточная обеспеченность специалистами данного профиля ведет к дискредитации профессии и снижению качества их работы. В итоге социальная работа обесценивается и лишается своего гуманистического смысла.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot