Оценивание эффективности реализации педагогической деятельности выступает необходимым условием функционирования, повышения эффективности деятельности любого образовательного учреждения. Реализация аналитической деятельности осуществляется поэтапно.
Предварительный этап анализа
Начальный этап анализа включает выявление значения, места отдельного занятия, конкретной формы образовательно-воспитательной деятельности в профессионально-личностном развитии обучающегося.
На предварительном этапе анализа осуществляется изучение содержания обучения, его соответствия поставленным целям и задачам деятельности, исследование действующих учебных программ. Анализ включает изучение уровня соответствия выбранных средств, методов и приемов педагогического воздействия поставленным, заявленным целям, задачам, особенностям содержательной стороны дидактических материалов.
Следует отметить, что в последние годы все большую актуальность в практике обучения современной школы приобретают интерактивные методы взаимодействия, включая следующие:
- использование современных информационно-коммуникативных технологий;
- организация совместных, коллективных форм работы;
- case-study - анализ проблемных ситуаций с целью поиска оптимального решения;
- игровые формы работы;
- проблемное обучение;
- контекстное обучение;
- индивидуальное обучение;
- обучение на основе опыта;
- междисциплинарное обучение;
- опережающая самостоятельная форма работы.
Использование указанных форм взаимодействия позволяет существенно оптимизировать эффективность образовательно-воспитательного процесса, формирования приоритетных академических, профессиональных компетенций. Соответственно, наличие данных фор должно быть детально рассмотрено при анализе педагогической деятельности.
Текущий анализ
На данном этапе реализации аналитической деятельности осуществляется непосредственное наблюдение за взаимодействием субъектов обучения. Основными критериями эффективности взаимодействия выступают следующие:
- подготовленность педагога к проведению занятия, наличие дополнительного оборудования, степень овладения структурными компонентами и содержанием занятия, осознания цели и задач урока, внутренняя готовность к их достижению;
- эмоциональное состояние педагога в процессе проведения занятия, его собранность, сосредоточенность на содержательной стороне педагогической деятельности, сонастроенность с обучающимися, находчивость в экстремальных ситуациях, настойчивость в осуществлении поставленных целей;
- педагогический такт, манера взаимодействия с обучающимися, стиль общения;
- психологический климат в аудитории, способы поддержания мотивации к обучению, заинтересованности в содержании занятия;
- способы организации познавательной деятельности;
- способы реализации оценочной деятельности педагога, объективность, разнообразие оценивания, соотношение оценивания и поощрения, создание «ситуаций успеха», положительное подкрепление;
- способы поддержки дисциплины в процессе проведения занятия, навыки организации обучающихся.
Заключительный этап аналитической деятельности
На заключительном этапе осуществляется подготовка выводов относительно эффективности реализации педагогической деятельности, разработка рекомендаций относительно путей устранения возможных недостатков, оптимизации педагогического воздействия на обучающихся.
Таким образом, анализ педагогической деятельности требует учета многочисленных аспектов, определяющих характер протекания и эффективность воздействия педагога на обучающихся, что позволяет максимально объективно отобразить особенности педагогического влияния, выявить его позитивные и негативные стороны.