Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Применение метода анализа продуктов деятельности в педагогической психологии

Метод анализа продуктов деятельности

Определение 1

Анализ продуктов деятельности - это один из методов психологического исследования, который заключается в том, что психолог изучает феноменологические материалы человека (дневниковые записи, продукты творчества, архивы, результаты трудовой деятельности) для того, чтобы выявить некие особенности и черты его личности, отраженные в этих продуктах.

Важно понимать, что анализ продуктов деятельности - это не обязательно именно анализ вещественных и непосредственных предметов и объектов. Деятельность - это форма психической активности человека, и она может быть разной: может быть предметной (общение, игра, труд), а может и не быть: познавательная деятельность, духовная, ценностная, коммуникативная. Следовательно, и продукты деятельности могут быть абсолютно разными.

В связи с этим, продукты деятельности для данного анализа делятся на определенные группы:

  • письменные: отчеты, дневники, записи
  • иконографические: видеоматериалы, фотографии, картины, рисунки
  • фонетические: музыкальные композиции, голосовые записи, пластинки
  • материальные продукты деятельности - непосредственные объекты, результаты деятельности
  • графологические - анализ почерка

Сам процесс такого метода исследования включает в себя несколько этапов:

  1. Постановка цели исследования, определение задач.
  2. Выбор тех продуктов деятельности, которые отвечают данной цели и задачам.
  3. Определение конкретных единиц анализа продукта деятельности, который подлежит фиксации, а также определение способа фиксации.

    Замечание 1

    Единица анализа - это непосредственное проявление исследуемой характеристики, свойства, черты. Например, при исследовании уровня воспитанности, это может быть количество вежливых слов в тексте сообщения или в диктофонной записи.

  4. Учет фиксируемых единиц в сводную таблицу с последующим подсчетом частоты встречаемости данной единицы

  5. Формирование общих выводов и составление интерпретации данных
«Применение метода анализа продуктов деятельности в педагогической психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности применения метода в разных отраслях психологии

Наибольшее распространение данный метод имеет в психологии, психотерапии и клинической психологии. В психологии данный метод часто применяется в русле биографических и феноменологических исследований, в центре которых стоит анализ жизненного пути человека, исследование его личностного потенциала. Такой метод исследования позволяет психологу уйти от интерпретаций и опираться на непосредственную феноменологию человека - его представления о конкретных феноменах, своей жизни т.д.

В психотерапии данный метод используется в контексте нарративной психологии. Человек понимается как нарратив - совокупность историй о себе и своей жизни. Используя метод анализа текстов, можно познакомиться с тем, насколько интегративно представление человека о самом себе, что преобладает в его истории, какая у него доминирующая тема, ценность. Или он воспринимает свою жизнь как смену периодов. Насколько он активен и субъектен в собственной жизни. Таким образом, можно помочь ему сконструировать свою идентичность, пересобрать ее.

В клинической психологии данный метод используется с точки зрения экспертизы: чаще всего это анализ графологических предметов (анализ почерка). Он помогает определить состояние, в котором был писавший данное сообщение человек, его актуальные намерения и цели.

Немаловажную роль данный метод играет и в организационной психологии: исследуются внутренние документы организации (способы их оформления и упорядочивания, размещения - все это указывает на отношение к работе), рабочее место, способы его оформления, способы общения сотрудников по вертикали и горизонтали (характер общения на совещаниях, невербальное поведение на выступлениях, конференциях). В том числе, данный метод чрезвычайно актуален для рекрутеров при анализе резюме соискателя, а также при желании сотрудника повысить свою должность или перевестись в другой отдел. Анализируются также. Можно проанализировать отношение работника к своей деятельности.

Огромную роль играет анализ продуктов деятельности и в педагогической психологии.

Применение метода в педагогической психологии

Определение 2

Педагогическая психология - это направление в психологии, которое занимается изучением особенностей развития человека в процессе воспитания и обучения, а также разработкой основных способов реализации воспитания и обучения и путей повышения качества данного процесса.

В контексте педагогической психологии, метод анализа продуктов деятельности может способствовать пониманию нескольких вещей: особенности отношения ребенка к процессу обучения, выявлению признаков кризиса, сложностей внутри семейной системы, межличностных отношений внутри класса, конфликтных ситуаций, составление профессиограммы (выявления профессиональных предпочтений и интересов), что важно для профориентационных задач. Также он позволяет выявить особенности психического развития: память, мышление, восприятия.

Нередко данный метод используется вкупе с арт-техниками и проективными методами в работе педагога-психолога.

Данный метод применим и для диагностики малышей. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен четко вербализовать свои переживания и мысли, но педагог-психолог может в этом случае использовать метод анализа продуктов деятельности. В случае с детьми, это будет анализ игрового процесса: как расставлены фигурки во время игры, какое поведение они транслируют (агрессия, забота и т.д.), рисунки, цвета. Все эти элементы могут свидетельствовать об особенностях взаимоотношений внутри семьи, стиле воспитания родителей, поскольку ребенок все это бессознательно транслирует в сюжетно-ролевых играх, наделяя персонажей интериоризированными паттернами родительских способ взаимодействия.

В более старшем школьном возрасте метод анализа продуктов деятельности чрезвычайно хорош при диагностике адаптированности ребенка к школе как с точки зрения познавательных процессов, так и социальных. О том, насколько ребенку тяжело удерживать внимание и концентрацию может свидетельствовать анализ рабочей тетради - частые отступления и пропуски, недописанные абзацы, частые перечеркивания говорят о недостаточной концентрации.

В целом, об отношении ребенка к учебе может говорить чистота самой тетради, наличие в ней пятен, изодранных листов. Помимо отношения к школе это может говорить и о социально-экономическом положении семьи: если у ребенка все время плох сделанная домашняя работа, неровный почерк, это может говорить о том, что у него нет оборудованного места для домашних занятий, или он не успевает их выполнять. Большое значение имеет то, как ребенок собирает портфель, что он туда кладет, какие принадлежности берет. Это может говорить о собранности ученика, его заинтересованности и исполнительности. Забывает ли он учебники, рисует ли он в них.

В старшей школе анализ продуктов деятельности позволяет сделать вывод о межличностных отношениях в классе, отношении к учителю, подростковом кризисе, зарождение профессиональных предпочтений. Заметки на полях тетради, оставшиеся после урока какие-то поделки из кусочков резинки или бумажек - все это имеет значение для опытного взгляда педагога-психолога.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot