Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация методов педагогического исследования

Сущность педагогического исследования

Определение 1

Педагогическое исследование – специально организованный процесс, направленный на поиск путей, методов и средств совершенствования педагогического процесса.

Исследование – это по своей сути процесс, который направлен на формирование новых научных знаний.

На сегодняшний день выделяют несколько видов педагогического исследования:

  1. По продолжительности:

    • краткосрочные исследования;
    • долгосрочные исследования;
  2. По глубине познания:

    • описательные (диагностические): определяют уровень развития какоголибо критерия;
    • экспликативные: направлены на объяснение явлений и причин их возникновения;
    • эксплоративные: направлены на открытие и разработку новых процессов.
  3. В зависимости от цели и задач исследования:

    • частные (специальные) исследования;
    • комплексные исследования.

Основные положения педагогического исследования:

  • объективность проводимого исследования;
  • необходимость рассмотрения всех фактов и их соотношение между собой;
  • важность исследования особенностей объекта исследования (поведения, физических качеств, навыков, развития и т.д.);
  • необходимость поиска внутренних противоречий объекта;
  • рассмотрение и изучение явлений как единства противоположностей;
  • соединение синтеза и анализа.

Педагогическое исследование включает в себя пять последовательных этапов:

  1. Этап: Определение проблемы и актуальности исследования постановка цели, предмета, объекта и задач. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Этап: Организация и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов исследования.
  3. Этап: Обработка полученных данных и материалов и формирование выводов по итогам проведенного исследования.
  4. Этап: Оформление итоговых результатов исследования.
  5. Этап: Предложение о внедрении полученных результатов исследования в практическую деятельность образовательных учреждений, представление результатов в виде методических пособий, научных статей, тезисов и т.д.
«Классификация методов педагогического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы педагогического исследования и их классификация

Определение 2

Методы педагогического исследования – это средства и способы получения научной информации, необходимой для установления закономерностей, взаимоотношений, зависимостей и построения научных теорий.

На сегодняшний день в педагогике используются не только педагогические методы, но и методы из смежных наук (философии, социологии, психологии, математике и т.д.).

В настоящее время существует несколько классификация педагогических следований, каждое из которых классифицирует методы согласно их признакам, способам организации, направленности и т.д.

Общепринятая классификация методов педагогического исследования:

  1. Теоретические методы педагогического исследования – направлены на уточнение, расширение и систематизацию научных фактов, с целью объяснения и предсказания педагогических явлений. К теоретическим методам педагогического исследования относятся:

    • Анализ – умственное разложение целого исследуемого на составные части, выделение характерных признаков каждой части.
    • Синтез – мысленное соединение свойств и признаков явления в единое целое.
    • Сравнение – определение и установление сходства или различия между исследуемыми явлениями.
    • Абстрагирование – отвлечение определенного свойства или признака исследуемого предмета от его иных признаков, связей и свойств.
    • Конкретизация – противоположная абстрагированию операция, направлена на мысленное воссоздание исследуемого предмета на основании выделенных ранее абстракций.
    • Обобщение – выделение общих черт и признаков в исследуемых процессах и явлениях.
    • Моделирование – построение моделей, с целью изучения их реальных явлений и процессов.
    • Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
  2. Эмпирические (практические) методы педагогического исследования – направлены на получение информации и материалов посредством организации практической деятельности. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся:

    • Методы сбора и накопления информации (данных) – анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, интервью, изучение продуктов деятельности детей, изучение педагогической документации и т.п.
    • Методы по контролю и измерению собранной информации (данных) – шкалирование, тесты, ранжирование, срезы и т.п.
    • Методы по обработке полученных данных с целью представления их в виде конечного результата – статистические, математические, табличные, графические и т.п.
    • Методы оценивания полученных результатов исследования – рейтинг, консилиум, самооценка и т.п.
    • Методы по оформлению и внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику – тезисы, методические пособия и рекомендации, опытное обучение и т.п.

Помимо представленной классификации, методы педагогического исследования принято классифицировать согласно:

  1. Логике применения методов исследования:

    • организационные методы: сравнительный, комплексный и лонгитюдный;
    • эмпирические методы получения данных: обсервационные, экспериментальные, психодиагностические и т.п.
    • методы, направленные на обработку результатов, полученных в ходе экспериментирования: количественный и качественный анализ;
    • интерпретационные методы, направленные на интерпретацию полученного результата, с выделением характеристик: генетический и структурный.
  2. По способам выбора варианта действий испытуемых в ходе исследования:

    • рациональный выбор: осмысление предложенного материала (дописывание фразы, дорисовывание картинок и т.д.);
    • эмоциональный выбор: фиксация эмоционального отклика на задание;
    • деятельный выбор: описание конкретного действия испытуемого.
  3. По способу сбора материала и информации:

    • методы психодиагностики на основе наблюдения;
    • опросные психодиагностические методы;
    • объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
    • экспериментальные методы психодиагностики.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot