Гемиплегия двойная – это наиболее тяжелая форма ДЦП, характеризующаяся тяжелым и массивным поражением головного мозга.
Понятие ДЦП и двойной гемиплегии
Детский церебральный паралич (далее ДЦП) – это непрогрессирующее полиэтиологическое заболевание головного мозга, возникающее при его внутриутробном поражении, а также в процессе родов или в первые дни после рождения.
Понятие «детский церебральный паралич» ввел в обиход З. Фрейд в 1893 году.
Психическое развитие при ДПЦ является дефицитарным, а именно развитие ребенка осуществляется в условиях недостаточности или дефицита функционирования одной из систем организма. При ДЦП – это двигательная система. В зависимости от тяжести и формы ДЦП движения у ребенка могут полностью отсутствовать, либо быть частично нарушены.
При ДЦП поражению в основном подвергаются премоторные зоны коры, подкорковые образования и мозжечок. Клинически ДЦП проявляется в виде разнообразных двигательных нарушений (парезы, параличи, нарушения координации, гиперкинезы), которые сочетаются с нарушениями зрения, слуха, психического развития и судорожными припадками.
Двигательные нарушения возникают вследствие изменений мышечного тонуса, при сочетании с патологией тонических рефлексов (автоматизм), возникает препятствие нормальному развитию возрастных двигательных навыков. У детей с ДЦП сохранены безусловные рефлексы, не исчезнувшие вовремя, а в сочетании с нарушенным мышечным тонусом, то это в итоге и приводит к разнообразным изменениям в основных движениях.
В зависимости от уровня тяжести и локализации поражения нервной системы, у детей отмечают различные клинические проявления и симптомы. В связи с чем, дети с ДЦП отличаются друг от друга по внешним признакам заболевания. Довольно часто люди, не обладающие знаниями в данной области глядя на детей с разной степенью ДЦП, думают, что у них совершенно разные заболевания. Например, одни дети с ДЦП могут самостоятельно передвигаться, в то время как другие передвигаются на инвалидной коляске; у одних детей руки и ноги находятся в постоянном движении, а у других движения невыразительные и вялые.
В настоящее время выделяют следующие клинические формы ДЦП:
- В зависимости от характера мышечного тонуса: сниженный, повышенный и изменчивый.
- В зависимости от количества и сочетания пораженных у ребенка конечностей: отсутствие или наличие гиперкинезов.
По классификации К.А. Семеновой выделяют такие виды ДЦП, как:
- диплегия спастическая;
- гемиплегия двойная;
- атонически-астатическая;
- гиперкинетическая.
Гемиплегия двойная – это наиболее тяжелая форма ДЦП, характеризующаяся масштабным поражением головного мозга. Основным внешним признаком двойной гемиплегии является тетрапарез и высокий мышечный тонус во всех конечностях. Дети не могут самостоятельно сидеть, стоять и ходить, а также переворачиваться с живота на спину. В очень редких случаях к 2-м – 3-м годам ребенок может научиться самостоятельно сидеть.
Еще одним характерным расстройством является нарушение глотания и желания, повышение слюнотечения. Речь нарушена – отмечается тяжелая дизартрия, оказывающая негативное влияние на звукопроизношение. Речь глухая, неясная, порой ребенок может произносить только отдельные звуки.
Осложнениями при двойной гемиплегии являются судороги. Психическое развитие так же нарушено, отмечаются первичные и вторичные нарушения.
Первичные психические нарушения – это нарушения интеллектуального характера.
Вторичные психические нарушения – это интеллектуальная недостаточность вследствие двигательных нарушений.
Таким образом, у детей с двойной гемиплегией отмечается нарушение психического развития, которое по своему течению и проявлению сравнимо с психическим недоразвитием. В виду этого, процесс обучения строится с каждым ребенком индивидуально, используются разнообразные методы, средства и формы коррекционного обучения.
Методы и способы обучения при двойной гемиплегии
Современное образование не стоит на месте, разрабатываются и создаются новые методы и технологии обучения детей, в том числе и детей с двойной гемиплегией.
В основе обучения детей с гемиплегией заложены инновационные методы, такие как:
- лекотека;
- арттерапия;
- игротерапия;
- хоббитерапия;
- сказкотерапия;
- пескотерапия;
- музыкотерапия;
- гидрокенезотерапия;
- гарденотерапия;
- дататека;
- биологическая обратная связь (БОС).
Наиболее популярными и часто используемыми методами обучения детей с двойной гемиплегией являются следующие методы.
Игротерапия (или игровая терапия) – это метод оказания на детей необходимого психотерапевтического воздействия, посредством игры.
Игровая терапия представляет собой работу ребенка с различным игровым материалом, игрушками, песком, водой, красками и т.д., через которые он передает собственные чувства, желания, мысли, получает необходимую информацию и расширяет кругозор.
Игровая терапия направлена на коррекцию у детей с двойной гемиплегии, эмоциональных нарушений и развитие познавательной сферы. Его эффективность обусловлена тем, что игра представляет собой наиболее свойственный, удобный и понятный способ взаимодействия с окружающим миром и людьми. Ребенку легче обыгрывать различные жизненные ситуации, чем проговаривать их или пытаться показать, объяснить.
Как показала практика, наиболее эффективными играми, в работе с детьми с двойной гемиплегией, показали себя следующие игры: головоломки, настольные игры, занимательные задачи, игры на развитие мелкой моторики, интеллектуальные игры и т.д. Проведение игр возможно как в индивидуальном, так и в групповом порядке.
Лекотека – это относительно новая форма обучения, является одной из распространенных технологий обучения детей с двойной гемиплегией, подразумевающая организацию индивидуального занятия ребенка одновременно с несколькими специалистами (дефектолог, логопед и психолог).
Лекотека помогает детям с двойной гемиплегией формировать необходимые предпосылки к образовательной деятельности, способствует личностному развитию и оказывает необходимую психолого-педагогическую помощь родителям.
Организация леготеки и ее успешность во многом зависят не только от профессионализма педагогов, ее реализующих, но и от полноценности материальной базы. Материальная база лекотеки весьма обширна, так как она включает в себя разнообразное специальной оборудование, игрушки, средства, книги, материалы и т.д.
Арт-терапия – это одна из инновационных технологий по обучению детей, имеющих различные виды отклонений, предполагающая использование творчества.
Арт-терапия, позволяет детям выразиться и самоутвердится через разнообразные виды творчества, научиться общаться с миром и людьми используя разные виды двигательных, звуковых и изобразительных средств.
Организуя занятия по арт-терапии педагогу необходимо в первую очередь обратить внимание на то, как ребенок относится к собственному творчеству, то есть своим рисункам, игре на музыкальных инструментах и т.д. Главной задачей, стоящей перед педагогом является правильный подбор приемов арт-терапии, на основании возможностей и наклонностей каждого ребенка.
В общем организации арт-терапии схожа с иными методиками и технологиями, однако педагогу следует соблюдать ряд обязательных правил и условий:
- помнить и осознавать сложности ребенка с двойной гемиплегией в реализации собственных возможностей;
- определение четких задач и направлений арт-терапии;
- использовать только те приемы арт-терапии, которые способен выполнить конкретный ребенок и получить определенный результат;
- предоставлять детям самостоятельно выполнять задания;
- установление доброжелательных взаимоотношений;
- предоставлять детям самостоятельно выбирать задания.
Соблюдая данные правила, организованная педагогом арт-терапия, будет стимулировать ребенка на познавательную активность, а полученный результат повышать его самооценку.
Сказкотерапия – это одна из наиболее доступных и часто используемых коррекционных технологий обучения детей с ДЦП.
Сказкотерапия для данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире. Цель ее – формирование и развитие эмоциональной сферы.
Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.