Воспитательный процесс в педагогике – это всегда организованный процесс, имеющий конкретное направление, подразумевающий эффективное взаимодействие педагога и воспитанников. Основной целью воспитательного процесса в педагогике является целенаправленное формирование личности, путем передачи имеющегося и накопленного опыта.
Понятие и сущность воспитательного процесса
Воспитательный процесс – комплексный педагогический процесс, направленный на достижение воспитательной цели.
Комплексность процесса заключается в единстве целей и задач, разнообразии используемых форм и методов воспитания личности.
Сущность воспитательного процесса заключается в содержательной и направленной деятельности педагога, содействующей максимальному развитию личности ребенка, передаче ему опыта, его постепенной социализации в обществе, формированию навыков самовоспитания.
Цель воспитательного процесса - всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание педагогической поддержки во всестороннем развитии личности ребенка.
Воспитательный процесс направлен на общее воспитание личности ребенка, но при необходимости возможно выделение одного конкретного компонента и осуществление работы непосредственно в этом направлении.
Принципы воспитания:
- актуальность и связь с реальной жизнью;
- доступность для всех участников воспитательного процесса;
- учет особенностей участников воспитательного процесса (возраст, возможности и т.д.);
- определенная последовательность процесса;
- ориентир на положительный опыт;
- гуманизация.
Особенностями воспитательного процесса является:
- Целенаправленность. Воспитательный процесс не является хаотичным процессом, он имеет определенные цели и задачи, которые педагогу необходимо достигнуть в итоге.
- Комплексность. Заключается в использовании ряда методов и средств, соблюдение требований к организации воспитательного процесса, а также организации взаимодействия педагога с воспитанниками.
- Последовательность. Воспитательный процесс – это последовательный процесс воспитания личности и ее качеств, осуществляемый педагогом систематически, а не от случая к случаю.
- Вариативность. Воспитательному процессу присуща вариативность и неопределенность, в одних и тех же условиях возможно получение разных воспитательных результатов у разных личностей. Это связано с индивидуализацией личности воспитанников, их жизненных ориентиров, условий среды проживания, социального опыта, а также с профессионализмом педагога.
Формы воспитательного процесса
Воспитательный процесс, как и любое социально-психологическое явление, имеет форму. Это связано с тем, что субъекты образовательного процесса с обеих сторон индивидуальны. Форма воспитательного процесса зависит от особенностей педагога (уровень профессионализма, опыт, возраст, социальный опыт и т.д.) и особенностей воспитанников (возраст, знания, умения, навыки, потребности, отношения в семье и т.п.).
Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом.
Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом порядке.
Так выделяют следующие формы воспитательного процесса в педагогике:
- простые и сложные (ситуативная работа, комплексные приемы и методы работы);
- кратковременные и длительные (краткосрочные и долгосрочные проекты, индивидуальная работа, программы);
- групповые (работа с группой детей в рамках одного учреждения, работа с детьми в рамках микрорайона, города и т.д.);
- традиционные и творческие (стандартные, креативные, нетрадиционные формы работы);
- спонтанные и специально организованные (стихийные дискуссии, запланированные беседы и т.д.);
- регулярные и эпизодические (спланированные заранее на определенный промежуток времени и ситуативные беседы, встречи и т.п.);
- интегрированные формы (в рамках клуба, детского объединения и т.п.).
В процессе педагогической работы, возможно использование как одной конкретной формы, так и их комплекса, чередование и сочетание нескольких форм в рамках воспитательного процесса.
Структура воспитательного процесса в педагогике
Основными структурными компонентами педагогического воспитательного процесса являются:
- Целевой компонент – определяет педагогам и воспитанникам цели и задачи воспитательного процесса, с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребенка, требований, предъявляемых к личности со стороны общества.
- Содержательный компонент – определяет основные направления воспитательного процесса, согласно поставленным целям и задачам. Вектор воспитательного процесса может быть комплексным, то есть направленным на общее воспитание личности, либо избирательным, направленным на воспитание каких-то ее определенных качеств.
- Операционно-деятельностный компонент – направлен на определение методов и средств, используемых педагогом в процессе реализации воспитательных задач. Выбор методов и средств, используемых педагогом в воспитательном процессе, так же зависит от индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, потребностей, умений и т.д.).
- Аналитико-результативный компонент – направлен на анализ воспитательного процесса, его эффективности (эффективность и результативность используемых методов и средств воспитательной работы), динамики изменений у детей, выявление и устранение недостатков.
Таким образом, современная педагогика рассматривает основное назначение воспитательного процесса как создание наиболее благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности нужной и полезной обществу.