Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пенитенциарная педагогика

Место пенитенциарной педагогики в системе педагогических наук

Определение 1

Пенитенциарная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся разработкой теоретических основ и практических способов реализации воспитательной работы с осужденными гражданами, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении.

Данная педагогика ориентирована на выбор коррекционных методов социального становления и развития личности, исправления ее отклоняющегося поведения, преступных направлений деятельности и их профилактику.

Пенитенциарная педагогика занимается исследованием организации воспитательного воздействия, построения эффективного педагогического процесса в колониях, где содержатся осужденные за совершения преступлений различной степени тяжести.

Объектом пенитенциарной педагогики выступают разнообразные выступают разнообразные граждане, совершившие какое-либо преступное деяние. Данный объект очень сложен для исследования, поскольку преступники являются разными по своим индивидуальным особенностям развития, возрасту, уровню интеллектуального развития, психическому состоянию, общему состоянию здоровья, ценностным ориентирам деятельности. В этой связи, нельзя разработать единый воспитательный подход к преступникам, находящимся в местах лишения свободы.

Пенитенциарная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пенитенциарная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Кроме того, различными бывают и условия содержания преступников, а значит и условия реализации воспитательного процесса.

«Пенитенциарная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все это требует от пенитенциарной педагогики большого объема научных исследований и научных разработок в области воспитательной работы особого типа. Это обуславливает связь данной науки с юриспруденцией и правом.

Пенитенциарная педагогика занимается исследованием:

  1. Педагогической деятельности в местах лишения свободы.
  2. Педагогического процесса на разных стадиях нахождения преступников в колониях и в разных формах организации учебно-воспитательной работы.
  3. Особенностей объектов и субъектов педагогического процесса в колониях, их функциональной роли и взаимодействия.
  4. Сущностных характеристик и свойств педагогической действительности в среде содержания осужденных преступников, условий и способов управления их содержанием, воспитанием и развитием.
  5. Методов и приемов социально-педагогической работы с преступниками, совершившими преступления различной степени тяжести.

Целевым назначением пенитенциарной педагогики является разработка методов и форм учебно-воспитательной работы с преступниками в местах их нахождения, их научное обоснование. Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач данной науки:

  1. Определение закономерностей процесса социального развития осужденных;
  2. Динамика и особенности процесса ресоциализации преступников;
  3. Составление прогнозов и перспектив развития пенитенциарной педагогики, как научной отрасли;
  4. Исследование всех компонентов педагогического процесса в местах лишения свободы, определение динамики их развития, взаимосвязей и зависимостей;
  5. Изучение процесса ресоциализации и его особенностей протекания в местах лишения свободы;
  6. Развитие у осужденных навыков применения социально-полезных знаний, формирование социально важных свойств личности.

Основные направления социально-педагогической работы с осужденными

Чтобы обеспечить нормальное социальное развитие осужденных, создать условия для успешного исправления их асоциального поведения, скорректировать отклонения в функционировании их психических процессов и обеспечить социальное самоутверждение каждого преступника, пенитенциарная педагогика сформировала следующие направления воспитательной работы с заключенными:

  • Развитие правового сознания осужденных. Здесь предполагается формирование у осужденного правовой культуры, мотивация к принятию и следованию правовым и законодательным нормам во всех направлениях социальной жизнедеятельности.
  • Трудовое воспитание и развитие преступников. Оно связано с формированием в местах лишения свободы различных вариантов трудовой деятельности, которая ориентирована на воспитание трудолюбия и понимания значимости труда, развития уважительного отношения к любым направлениям трудовой деятельности.
  • Нравственное развитие осужденных. Оно связано с формированием у осужденных нравственных ориентиров деятельности, моральных норм социального поведения и становление их основами жизнедеятельности осужденного, способствующими коррекции его асоциального поведения.
  • Физическое развитие осужденных. Данное направление ориентировано на развитие физических качеств осужденного, сохранение его здоровья и развитие волевых качеств, которые помогут ему в коррекции собственного поведения и формировании новых установок и ориентиров социальной жизнедеятельности.
  • Образовательное направление. Оно связано с организацией учебных занятий в местах лишения свободы, которые позволяют профессионально подготовить осужденных.

Принципы пенитенциарной педагогики

Пенитенциарная педагогика базируется на следующих принципах:

  • Принцип целенаправленности воспитательного процесса. Формирование воспитательной работы в местах лишения свободы основывается на определении целей и задач воспитания т.е. того, к чему должны привести воспитательные мероприятия и воспитательное воздействие.
  • Принцип соответствия целей воспитания и перевоспитания интересам и потребностям личности осужденного. Нельзя строить воспитательную работу в колониях в произвольном порядке. Она не может быть эффективно реализована, если осужденный сам не заинтересован в ее достижении. Кроме того, цели предполагают выбор соответствующих средств, с помощью которых они будут достигаться.
  • Принцип связи воспитательной деятельности с реальной жизнедеятельностью. Процесс социального воспитания в местах лишения свободы ориентирован на социализацию осужденных, подготовку их к жизни, в которой они смогут существовать после выхода на свободу и быть полноценными гражданами социума, следующими его правилам и нормам поведения.
  • Принцип коллективизма. Воспитательный процесс реализуется в коллективе осужденных. Ближайшее окружение и его положительные качества помогают осужденному быстрее стать на путь исправления.
  • Принцип опоры на положительные качества осужденного. Процесс воспитания не предполагает такой его организации, которая будет делать акцент на совершенных ошибках осужденного. Он должен найти положительные свойства преступника и создать условия для их исправления.
  • Принцип индивидуального, комплексного и дифференцированного подхода к процессу воспитания в местах лишения свободы. Воспитание должно учитывать условия содержания осужденного, уровень его развития, степень тяжести совершенного преступления и воспитательное воздействие должно опираться на совокупность методов и приемов, позволяющих перевоспитать и скорректировать асоциальное отдельного осужденного.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot