Понятие воспитательной системы
Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности.
Если рассматривать воспитание в качестве управления процессом личностного развития посредством создания условий, благоприятствующих этому, то вся система воспитания выглядит по-другому, а не сводится только к педагогической системе.
Таким образом, педагогическая система, представляет более узкое понятие, по сравнению с воспитательной системой, но она является ее основой.
Система воспитательной работы – это система связанных между собой воспитательных мероприятий, которые приводят к поставленной цели.
Общая способность содействию развития детской личности представляется в качестве целого, складывающегося из отдельных способностей, к которым относятся:
- способность диагностики личностного развития ученика, детского и педагогического коллективов;
- способность выдвигать и обосновывать цель воспитательной деятельности;
- способность организации жизнедеятельности детского сообщества и взрослых максимально благоприятной для самореализации и самоутверждения детской личности, а также личности родителей и педагогов;
- способность интеграции усилий субъектов воспитательной деятельности, превращая их в максимально эффективные;
- способность создавать в образовательной учреждении, а также за его пределами развивающей среды, нравственно благоприятной и эмоционально насыщенной;
- способность осуществления научно обоснованного анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности и пр.
Также ученые назвали ряд черт воспитательной системы, характерных данному социально-педагогическому явлению:
- Воспитательная система – социальная, ее ядром являются люди с их потребностями, мотивами, интересами, ценностными ориентациями, действиями и отношениями;
- воспитательная система – педагогическая, функционирование которой связано с реализацией нескольких педагогических задач, чтобы решить которые необходимо пользоваться разнообразными формами, приемами и методами педагогической деятельности. Полученные результаты решения поставленных задач говорят о том, насколько эффективна воспитательная система;
- воспитательная система – ценностно-ориентированная. Любая система воспитания ориентируется на определенные ценности. Современная педагогическая наука и практика признает нецелесообразными идеи построения воспитательной деятельности на основании антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений системы «педагог-ребенок»;
- воспитательная система – целостная система. Часто ее называют организмом, подчеркивая, что она включает органы-компоненты, взаимосвязь и взаимодействие которые дает возможность системе функционировать в качестве единого целого и обладает системными интегративными качествами;
- воспитательная система – это открытая система, у нее есть масса связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которыми и обеспечивается функционирование и развитие системы;
- воспитательная система – целенаправленная система, она не может существовать без цели. Если отсутствуют целевые ориентиры воспитательная деятельность теряет смысл, так как целенаправленность – ее сущностная характеристика;
- воспитательная система – сложная и вероятностная система, сложность которой обусловлена больших числом элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и компонентов, из которых она состоит;
- воспитательная система – саморазвивающаяся и самоуправляемая, система скрывает способность преодолеть противоречия развития благодаря усилиям самих участников педагогического процесса, а также способность к самоуправлению – ставить цели, проектировать новое состояние воспитательной системы, объективное ее анализировать и т.д.
Структура воспитательной системы
При характеристике внутреннего строения воспитательной системы, ученые не могут сойтись в едином взгляде на состав компонентов системы. Это можно объяснить сложностью и полиструктурностью системного образования, а также различными мнениями исследователей о том, какие компоненты считаются основными и наиболее важными. Новикова Л.И. к таким компонентам относит:
- цели, выражающиеся в исходной концепции;
- деятельность, которой обеспечивается достижение целевых ориентиров;
- субъект деятельности, организующий ее и участвующий в ней;
- отношения, которые рождаются в деятельности и общении и интегрирующие субъект в определенную общность;
- среда системы, освоенная субъектом;
- управление, которым обеспечивается интеграция компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Этапы становления воспитательной системы
Воспитательная система образовательных учреждений проходит в своем развитии четыре стадии:
- первая – становление системы, предполагающее разработку теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделирование ее структуры и связей между ее элементами. Главной целью первого этапа выступает отбор ведущих педагогических идей, а также формирование коллектива единомышленников;
- второй – отработка системы – данный этап предполагает развитие школьного коллектива;
- третий – окончательное оформление системы, предполагающее содружество детей и взрослых, которых объединяет общая цель;
- четвертый – перестройка воспитательной системы, которая может быть осуществлена или революционным путем, или эволюционным.
При изучении теории и практики воспитательной системы, теоретические и методические основы проектирования образа выпускника учебного заведения, следует всерьез рассмотреть ряд следующих вопросов:
- сущность, признаки и компоненты воспитательных систем;
- теоретические и методические основы построения и развития воспитательных систем;
- процесс формирования модельных представлений, касающихся воспитательной системы, то есть концепция воспитания;
- взаимодействие между учителями, учениками и родителями в воспитательной системе;
- совместная деятельность и общение в качестве основных системообразующих и системоинтегрирующих факторов;
- критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
- взаимодействие школьного сообщества и окружающей социальной и природной средой.