Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Женское образование в России XIX века

Новые веяния в развитии женского образования в начале XIX века

Период правления Императора Павла I связан с передачей начальствования над Воспитательным обществом благородных девиц т.е. Смольного института, открытого в период правления Екатерины II, императрице Марии Федоровне. Фактически, контроль и регулирование образовательной сферы, в части обучения женщин, был возложен на ее плечи и продолжался в течение 34-хлет ее жизнедеятельности. Ею был внесен большой вклад в развитие женского образования в начале XIX века.

К основным направлениям реформирования женского образования в период его подконтрольности Марией Федоровной, относятся следующие:

  1. Полный отказ от направлений деятельности в образовательной сфере императрицы Екатерины II.
  2. Контрреформаторский настрой по отношению к реформам начала XIX века императора Александра I. В области женского образования был закреплен сословный режим.
  3. Среднее образование женщин стало самостоятельной отраслью и сферой деятельности, не входившей в общую систему образования того времени.

Отделение женского образование от общей системы образования происходило в две стадии:

  1. Передача императором Павлом I своей жене Марии полномочий в области управления женскими воспитательными и благотворительными учреждениями.
  2. В 1804 году Александром I был принят «Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Он содержал идеи создания всесословной образовательной системы и преемственности этапов обучения. Для обучения создавались гимназии, уездные и приходские училища. В приходские училища принимались для обучения девочки.

Политика Александра I создала условия для отделения женской образовательной системы от общей системы образования страны. В этой связи, она стала развиваться по особенной линии и приобрела свою направленность.

Женское образование основывалось на четком сословном разделении. Если Александр I стремился создать систему всесословного обучения, то Мария Федоровна делала упор на жесткую сословность, укрепляя эти стереотипы в создании общественности. Обучение девочек проходило на основе строгого сословного отбора. Ни в коем случае не допускалось смешение разных сословий в одном учебном заведении.

«Женское образование в России XIX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Женское среднее образование развивалось не как общеобразовательное, а как профессионально женское.

Большое внимание было уделено развитию благотворительности.

Одной из тенденций развития женского образования этого периода стало развитие его педагогического направления. Оно представало тогда в трех типах:

  1. При институтах создавались специальные классы пепиньерок. Женщины обучались там в течение года, а затем переводились в классных дам института или устраивались на работу гувернантками, учительницами.
  2. При воспитательных домах были созданы классы наставниц. Женщины обучались в них в течение года, получая теоритические знания и практические навыки в области педагогики, и, практикуя обучение девочек младших классов.
  3. Обучение в институте, ориентированное на получение теоретических знаний и практических педагогических навыков.

Женское образование в эпоху правления Николая I

Система образования, в период правления Николая I формировалась под влиянием восстания декабристов. Система образования должна была подчиниться воспитательным целям, чтобы устранить проблему распространения идей просвещения, оказывающих дурное воздействие на общество.

Образовательная политика того времени была ориентирована на:

  • Внедрение единообразия в процесс организации образования, унификация образовательной системы;
  • Жесткий государственный контроль образовательных учреждений;
  • Жесткое сословное подразделение школ и училищ;
  • Уход от преемственности всех стадий обучения.

Народное образование было нацелено на приспособление к потребностям разных состояний.

Естественно, что женское образование складывалось под воздействием направлений образовательной политики. В его развитии можно выделить три основных периода, каждый из которых имел свое целевое назначение и особенности развития:

  1. Конец 20-х годов XIX века. В это время происходи формирование новых направлений образовательной политики, император определяет цели и задачи развития женского образования, рассматривает его проблемы и утверждает направления развития.
  2. 30-е годы XIX века. В это время происходит развитие сети воспитательных учреждений благородных девиц. При этом, частная система образования стала жестко контролироваться и практически прекратила расширение сети частных женских учебных образовательных учреждений.
  3. 40-е – 50-е годы XIX века. В это время произошло укрепление сословности в области женских образовательных заведений, реализуется централизация управления ими, устраняются любые возможности их автономии и развития самостоятельности. В это время, вся сеть женских образовательных заведений была представлена закрытыми воспитательными учреждениями, духовными и епархиальными училищами, пансионами частного типа. Уставом женских учебных учреждений вводилось физическое, нравственное и интеллектуальное развитие женщин в них.

Реформирование системы женского образования в эпоху правления Александра II

В эпоху правления императора Александра II происходит реформирование образовательной системы. В это время, происходит формирование женской средней школы нового типа. Она стала открытым образовательным заведением, в котором имели право обучаться представители всех сословий. Это стало первым шагом на сближении женского обучения с мужским и ухода от его второсортности.

11.04.1858 года было принято решение о признании нового статуса женских образовательных заведений, базирующихся на трех основных принципах:

  1. Частный характер учебных учреждений. Заведения образования для женщин могли открываться частным образом, чтобы не быть подверженными строгому государственному контролю, развиваться и расширяться.
  2. Создание женских учебных заведений двух разрядов: шестигодичное и трехгодичное обучение.
  3. В качестве управления женским учебным заведением со стороны общества была введена должность попечительницы.

Женское медицинское образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Женское медицинское образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Позднее, произошло расширение сети учебных заведений, которые контролировались обществом, а также была выделена отдельная сеть учреждений, подконтрольных органам государственной власти. В нее вошли женские учебные заведения эпохи Марии Федоровны.

Женское образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Женское образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Женское педагогическое образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Женское педагогическое образование в России XIX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot