Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Женское образование в России во второй половине XIX века

История женского образования в России

Первые упоминания о женском образовании в России относятся к XI веку - времени киевского князя Всеволода Ярославича. В созданном в то время Андреевском женском монастыре монахиней была дочь князя – Анна Всеволодовна. Она основала школу для молодых девушек – это была первая в Европе женская школа. В школе, как говорит источник, девушек обучали письму, пению, ремеслу, шитью, закону Божию, нравственности. Подобное училище было создано через век в Суздале. Но татарское иго оказало свое влияние и дальнейшего развития образование не получило.

Поэтому началом отсчета истории женского образования в России можно считать весну 1764 года, когда по указу Екатерины Великой для образования молодых девушек из аристократических семей при Воскресном Новодевичьем монастыре в Петербурге был создан Смольный институт – «Воспитательное общество благородных девиц». Здесь же было создано мещанское училище для девушек недворянского происхождения.

Статья: Женское образование в России во второй половине XIX века
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Задача Смольного института заключалась в том, чтобы дать государству женщин образованных, хороших матерей и полезных членов общества. Продолжительность обучения согласно уставу продолжалась 12 лет в 4-х возрастных группах.

Из предметов девушки изучали русскую словесность, географию, арифметику, историю, иностранные языки, танцы, музыку, рисование, учились светским манерам и домоводству.

По приказу Екатерины для детей из аристократических семей во всех губернских городах тоже были открыты учебные заведения.

С воцарением на престоле Павла I женским образованием продолжила заниматься его супруга – императрица Мария Федоровна. Управление Смольным институтом перешло в ведение Ведомства учреждений императрицы Марии. Она активно создавала «Закрытые женские курсы», которых в XIX веке насчитывалось порядка 30-ти. Первое женское среднее учебное заведение появилось в Петербурге в 1858 г – это была Мариинская женская гимназия.

Женское образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Женское образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Женское образование в России во второй половине XIX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Подобные ей учебные заведения позже стали создаваться во многих городах российской империи. Такие учебные заведения были рассчитаны на девушек из небогатых семей всех сословий, не плативших налоги.

Во второй половине XIX века женщины стали стремиться к получению высшего образования и на лекциях университетов стали присутствовать дамы. Женщины из самых влиятельных семей организовывали инициативные группы для открытия женских курсов и своего добились – в Санкт-Петербурге были открыты Бестужевские курсы, Высшие женские медицинские курсы, а в Москве - курсы В.И. Гертье.

Открывались женские куры так же в Казани, Томске, Киеве и др. Курсы были платными со сроком обучения 3-4 года.

Женское образование в 19 веке

В дореволюционной России путь женщин к высшему образованию был очень трудным. В течение длительного времени для женщин не было высших учебных заведений, а в мужские их не допускали.

Однако тяга женщин к образованию была большой и многие из них стали выезжать за границу, в учебные заведения Европы, т. к. в России запрещалось женщинам поступать в высшие учебные заведения.

Одна из таких женщин – выдающийся российский математик Софья Ковалевская, ставшая первой в мире женщиной-профессором математики. Кроме неё в Цюрих выехали учиться медицине М. Бокова (Сеченова) и Н. Суслова, ставшая первой русской женщиной, имеющей диплом «доктора медицины, хирургии и акушерства».

Среди студенток Цюрихского университета в 70-е годы XIX века 80% иностранных студентов составляли русские женщины.

В середине XIX века в России началось женское движение, требовавшее равноправия в области образования, получившее широкий размах.

Безусловно, эту проблему поднимали и раньше, например, в первом десятилетии XIX века издавались журналы для женщин, Н.М. Карамзин в «Вестнике Европы» рассуждал о роли женщин в социальной жизни, Московский учебный округ выпустил небольшую «ручную книжку», автор которой Васильев убеждает читателя, что российские женщины всегда пользовались «почестями и отличиями».

Знаменитый российский хирург Н.И. Пирогов ратовал за подготовку женщин-медиков и вообще за их образование.

Русский критик Н.А. Добролюбов, считал, что женщина, как и мужчина должна иметь широкое умственное и нравственное образование.

Российские печатные издания «Женское образование», «Семья и школа», «Гимназия», «Русский начальный учитель», «Русский педагогический вестник» публиковали самые разные мнения по этому вопросу.

С точки зрения традиционного подхода женщина должна быть матерью, хозяйкой, женой. Представители другой точки зрения считали, что женщина имеет право быть деятельным членом общества.

Даже царская цензура обратила внимание на эту проблему, например, шеф жандармов В.А. Долгоруков настаивал на том, что «правительство должно принимать деятельные меры и стать во главе этого движения».

Перепись населения, проведенная в России в 1897 г., показала общую картину образованности в стране – средний уровень грамотности составлял 21,1%. Грамотность среди мужчин была в два раза выше и составляла 29,3%, в то время как среди женщин – 13,1%. Чуть более 1% имели среднее и высшее образование. По отношению ко всему грамотному населению численность обучавшихся только в средней школе составляла 4%. Уровень образованности в России, таким образом, к концу XIX века в среднем соответствовал начальной школе.

Постепенно в сфере женского образования происходили изменения. Всего в России в 1870 г было 37 женских училищ 1-го разряда и 94 училища 2-го разряда. Оба разряда училищ находились под контролем Министерства народного просвещения или под контролем ведомства императрицы Марии. Программы училищ имели небольшие отличия. Гимназии для женщин имели 7 классов. Восьмой класс был дополнительным педагогическим.

Замечание 1

Выпускницы гимназии не имели права поступления в университет.

Существовали женские прогимназии, они соответствовали первым четырем классам женских гимназий, т. е. давали 4-х летнее образование.

Школы Министерства государственных имуществ в 1867 г передали земствам, которые могли самостоятельно открывать начальные школы. Они же должны были их содержать, т. е. следить за отоплением, светом, оборудованием, учебниками, письменными принадлежностями. Вмешиваться в учебно-просветительскую работу школы земства не могли. Деятельностью школ руководили уездные училищные советы и инструктора народных училищ. Лучшими из всех типов школ того времени были земские школы. Система женского образования в целом развивалась очень медленно.

В 1880 г во всех сельских народных училищах обучалось 236 девочек. Получив образование, женщине трудно было поступить на учительскую работу.

Замечание 2

Среди учителей начальных классов в 1897 г 75% составляли мужчины и только 25% женщины.

Учителями в те времена становились «изгнанные из службы чиновники, отставные солдаты, писари" и др. Это заставило земства заняться подготовкой учительских кадров, причем учителей нового типа. Чтобы улучшить педагогическое женское образование организовывались специальные курсы, инициаторами которых были видные педагоги того времени.

Были основаны курсы при первом Мариинском женском училище, подвергавшиеся неоднократным преобразованиям.

Среди обязательных дисциплин были:

  • педагогика,
  • анатомия,
  • возрастная физиология.

Позже эти дисциплины убрали и заменили естественной историей и этикой.

Курсы занимались подготовкой учительниц и воспитательниц. Это были 3-х годичные курсы, дававшие общеобразовательные дисциплины, а на третьем курсе – педагогические.

Поступить на платные курсы могли выпускницы гимназий после вступительных экзаменов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot